США наложили санкции за Керченский мост, Крым и банк «Россия»
Ограничения введены против новых фигурантов и конкретизированы против старых
Кроме того, десятки компаний включены в секторальный список. В их числе десятки российских и зарубежных «дочек» и структур ранее подпавших под санкции Газпромбанка (включая холдинг «Газпром-медиа» и «Объединенные машиностроительные заводы») и Банка Москвы. Резидентам США запрещено предоставлять им как долговое, так и акционерное финансирование. А «Газпром» и его структуры подпадают под директиву, запрещающую экспортировать в Россию продукцию и технологии для глубоководной добычи, добычи в Арктике и на сланцевых месторождениях. Эти подразделения и раньше находились под санкциями как принадлежащие головным компаниям на 50% и более, поясняет OFAC, новая мера конкретизирует список для иностранных компаний, работающих с российскими.
Ограничительные меры коснулись 17 физических и более чем 100 юридических лиц. «Несмотря на минские соглашения, Россия продолжает провоцировать нестабильность на востоке Украины», – заявил Джон Смит, и. о. директора Офиса по контролю за иностранными активами (OFAC) минфина США. Новые фигуранты добавлены, чтобы противодействовать попыткам обойти введенные ранее санкции, помочь бизнесу лучше выполнять их и ускорить дипломатическое разрешение конфликта на Украине, объяснил он.
Активы людей и организаций из черного списка (SDN List) будут заморожены на территории США, американским резидентам запрещено иметь с ними отношения.
В список включены чиновники Крыма, представители ДНР и ЛНР, а также ряд компаний. В частности, туда попали 18 строительных, транспортных и оборонных компаний, работающих в Крыму. Это прежде всего организации, связанные с Керченским мостом, – от петербургского института «Гипростроймост», разрабатывавшего его проект, и ФАУ «Главгосэкспертиза России», этот проект оценивавшего, до генподрядчика проекта «СГМ-мост» («дочка» «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга) и «Мостотреста», нанятого в качестве подрядчика.
От санкций не спастись
Блокирующим пакетом «Мостотреста» ранее владел Аркадий Ротенберг, который затем продал его сыну Игорю; в 2015 г. основным акционером строительной компании стал НПФ «Благосостояние». Эксперты предполагали, что цель сделки – вывести «Мостотрест» из-под угрозы санкций, под которыми находятся братья Ротенберги.
По данным источника «Интерфакса», «Мостотрест» быстро отреагировал на действия OFAC – отложил размещение шестилетних облигаций на 10 млрд руб. Представитель «Мостотреста» не стал комментировать эту информацию. Включив «Мостотрест», 5,8% которого находится в свободном обращении, в санкционный список, OFAC дал резидентам США время до 1 октября, чтобы избавиться от акций компании. В отчетности за 2015 г. «Мостотрест» называл риски, связанные с валютными колебаниями, незначительными.
«Санкции не повлияют на строительство моста. Подрядчик располагает всеми необходимыми ресурсами для своевременной реализации данного проекта», – заявил в четверг вечером инфоцентр «Крымский мост».
Из-за работы в Крыму в черный список угодили также ГУП РК «Феодосийский оптический завод», «Совмортранс», «Совфрахт», судостроительный завод «Залив», Центр судоремонта «Звездочка» и др.
Кто еще попал
Холдинг «Газпром-медиа» «технически уже подпадал под подобные санкции как дочерняя компания Газпромбанка, замечает представитель медиахолдинга: «Никаких новых условий, влияющих на ведение бизнеса, не появилось».
«Все компании, входящие в группу Газпромбанка, де-факто и ранее находились под секторальными санкциями США в силу того, что он владеет в их капитале долей, превышающей 50%», – говорит представитель банка, сообщение минфина США «ничего не меняет ни для Газпромбанка, ни для упомянутых предприятий».
«Газпром», похоже, был готов к возможному расширению списка, рассуждает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Доля иностранного оборудования в общих закупках группы «Газпром» – около 5% (по трубной продукции – менее 0,1%), сообщала сама компания. «Наиболее ощутимый укол для «Газпрома» был, когда под санкции подпало Южно-Киринское месторождение, тем не менее компания лишь отодвинула срок его разработки», – вспоминает Нестеров.
Если раньше санкции были сформулированы в общем виде – например, не предоставлять российским компаниям оборудование для бурения на шельфе, – то обновленный список просто конкретизирует, с кем именно нельзя сотрудничать, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Пока сам «Газпром» не под санкциями, включение в список «дочек» не создает для него больших проблем, он по-прежнему может занимать и распределять средства внутри группы, полагает он.
В подготовке статьи участвовали Бэла Ляув, Ксения Болецкая, Мари Месропян, Екатерина Мереминская
