Креатив в мир: как Москва выводит творческие индустрии на внешний рынок
Для продвижения брендов используются как городские, так и зарубежные площадкиКреативный потенциал столицы находит признание не только в стране, но и за рубежом, заявил в своем блоге мэр Сергей Собянин в конце июля. «Благодаря активной поддержке правительства Москвы столичные предприниматели получают уникальные возможности для выхода на глобальный рынок. Могут продемонстрировать достижения уже мировой аудитории, а также установить прямые контакты с потенциальными партнерами», – отметил он.
В прошлом году на столицу пришлось 64% экспорта креативных компаний России, подчеркнул мэр. При этом, добавил он, география креативного экспорта столицы охватывает почти весь мир.
Амбассадоры бизнеса
Для популяризации московских брендов столичные власти используют как городские, так и зарубежные площадки. Задействуются выставки, отраслевые события, а также активные культурно-досуговые программы проектов «Зима в Москве» и «Лето в Москве», рассказал Собянин в блоге. У компаний, по его словам, появляется возможность установить деловые контакты с коллегами и партнерами, привлечь к себе внимание зарубежных гостей, посещающих мероприятия города.
Поддержку столичному бизнесу в выходе на международные рынки оказывает Московский экспортный центр (МЭЦ). «Организация сегодня закрывает весь массив вопросов, связанных с выходом компаний, в том числе работающих в сфере креативных индустрий, на иностранный рынок, – от обучения экспорту до юридического сопровождения сделок и поиска надежных дистрибуторов. Мы постоянно расширяем пул мер поддержки для предпринимателей столицы – сейчас их более 30», – заявил генеральный директор МЭЦа Виталий Степанов в разговоре с «Ведомости. Городом». По его словам, у центра также есть собственная сеть представителей за рубежом: в девяти странах работают амбассадоры московского бизнеса. Они помогают находить потенциальных партнеров, сопровождают сделки и обеспечивают более глубокое понимание локальной бизнес-среды.
Среди компетенций МЭЦа – организация бизнес-миссий и помощь с участием в ключевых зарубежных выставках и форумах. К примеру, московские студии анимации принимают участие в организованных МЭЦем бизнес-миссиях, в том числе в КНР, где проходит Китайский международный фестиваль комиксов и анимации. Результатом таких поездок становятся экспортные контракты на поставку мультфильмов. Так произошло, например, с компанией «Арт анимейшен студио», которая в 2024 г. представила продюсерам из Китая два своих мультсериала: «Царевна и дракон» и «Тайна Хонстера».
«Оба проекта вызвали большой интерес, и были заключены контракты на совместное производство. Сериалы успешно попали на местные каналы», – отметил генеральный директор компании Артем Мурадян в беседе с «Ведомости. Городом». Самостоятельно студиям сложно потянуть участие в подобного рода масштабных мероприятиях, поэтому поддержка МЭЦа – от организации поездки до размещения на выставке – очень ощутима, подчеркивает Мурадян.
Творческий центр
Ориентированным на внешние рынки компаниям помогает также Агентство креативных индустрий. Оно создано столичным правительством для формирования позитивного образа Москвы как международного творческого центра, указано на сайте mos.ru. Агентство организует бизнес-миссии в разные страны и делает возможным участие в различных тематических мероприятиях в России и за рубежом.
В прошлом году только в сфере кино и видеоигр при поддержке Агентства креативных индустрий предприниматели креативного сектора посетили пять зарубежных бизнес-миссий, отметил Собянин в блоге. В этом году, по словам мэра, запланировано еще восемь миссий – компании из индустрии игр и издательского дела отправятся в Индию, Индонезию, Китай и другие страны.
«В начале августа прошла международная выставка China Joy в Китае, где мы представили нашу игру Minetap и несколько еще не анонсированных игр. Рассчитываем, что это поможет заключить контракт с одним из паблишеров (компания, которая отвечает за продвижение игр. – «Ведомости. Город»)», – поделился в беседе с «Ведомости. Городом» сооснователь и генеральный продюсер игровой компании Geeky House Вячеслав Уточкин.
В целом московская система поддержки креативных индустрий охватывает разные направления – от кино и видеоигр до дизайна и моды. «С 2023 г. мы обеспечили выход московских творческих брендов на международные рынки – от Московской международной недели кино до BRICS+ Fashion Summit. Агентство креативных индустрий организовало десятки бизнес-миссий, в рамках которых подписаны соглашения в таких сферах, как кино и видеоигры», – сообщил «Ведомости. Городу» министр правительства Москвы, руководитель департамента культуры Алексей Фурсин.
Домашние мероприятия
BRICS+ Fashion Summit – форум, который проводится в Москве с 2023 г. для производителей одежды, дизайнеров, экспертов индустрии, предпринимателей и студентов. В этом году он состоится с 28 по 30 августа. Главной темой третьего BRICS+ Fashion Summit, по словам Собянина, станет создание новой, децентрализованной и глобально конкурентоспособной экосистемы индустрии моды. Мероприятие объединит представителей стран БРИКС, Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской и Северной Америки, Океании, СНГ и др.
Дважды в год также проходит Московская неделя моды. В марте 2025 г. на этой площадке представили 186 брендов из 27 регионов России и девяти стран мира. Участники по итогам мероприятия заключили сотни сделок, подчеркнул Собянин. Осенняя Московская неделя моды пройдет с 28 августа по 2 сентября.
«Участие в этом мероприятии для моего бренда стало квантовым скачком. Повысилась узнаваемость, увеличились продажи», – отметила в комментариях для «Ведомости. Города» Александра Кручук, дизайнер марки Gapanovich – постоянного участника Московской недели моды. Бренд совмещает в своих нарядах локальные культурные коды России и традиции Крайнего Севера.
Особенно полезны для продвижения показы и маркет, который работает в рамках Недели моды, добавляет Кручук: «Это дополнительное общение с покупателями и новыми потенциальными потребителями».