Преподаватель математики против ИИ при разработке заданий

Не секрет, что стремительная цифровизация всех сфер экономики и социума оказывает давление на образовательную систему Российской Федерации. Преподаватели всех уровней от дошкольных до высших учебных заведений задумываются над тем, как внедрить ИИ в учебный процесс, сделать его инструментом познания, а не игрушкой, отучающей мыслить самостоятельно.

Доцент Кафедры математики и анализа данных Факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета при Правительстве Российской Федерации И.К. Степанян отмечает, что еще недавно при составлении заданий для проверочной работы по математике, достаточно было поставить дополнительный текстовый вопрос к типовой задаче, чтобы лишить возможности решить ее наведя телефон на текст. Именно так работает, например, известное приложение Photomath на любом смартфоне, главное, чтобы формула поместилась в фокус на экране. Дробно-рациональное неравенство решается за две секунды с вполне приличным обоснованием ответа (рис.1).

Рис.1. Решение неравенства в приложении Photomath

Но если в условие добавить требование «указать сумму/количество целых чисел, не вошедших в ответ», то ученику придется анализировать решение выданное цифровым ресурсом, а не бессмысленно его переписывать (рис.2).

Рис.2 Пример неравенства с дополнительным вопросом

С появлением Больших Языковых Моделей (Large Language Models или LLM), их интеграцией в чат боты и доступностью на девайсах всех типов, дополнительный вопрос не влияет на скорость и качество решения заданий искусственным интеллектом. Тем не менее есть приемы, снижающие потенциал ИИ.

Если задания планируется решать в аудитории, то достаточно увеличить количество типовых примеров, чтобы «под давлением времени» у студентов не было возможности списать подробное решение со смартфона (мы не обсуждаем здесь проблему, как студенту не дать им воспользоваться). Интересно, что математические формулы, тексты геометрических задач с математическими символами и верхними/нижними индексами в обозначениях такой ресурс как DeepSeek распознает с ошибками (рис.3).

Рис.3. чтение геометрической задачи DeepSeek

Многие математические задания для старшей школы и первого курса университета ИИ решает методами линейной алгебры и аналитической геометрии, которые еще не изучали на занятиях или вообще не входят в программу данного курса. Такие решения, после проверки преподавателем, студент, конечно, должен комментировать в устной форме (рис.4). 

Рис. 4. Фрагмент решения DeepSeek геометрической задачи для 11 класса через векторное произведение через определитель матрицы

Если нужно подготовить задания для дистанционной проверочной работы, то придется усложнять задания. Например, для действий с матрицами достаточно увеличить размерность с третьего порядка на четвертый, чтобы ИИ «поленился» представить полное решение для обратной матрицы, и результат будет отличаться от точного решения в Excel (рис. 5). 

Рис. 5. Вычисление обратной матрицы четвертого порядка в DeepSeek с ошибками

Безусловно, преподавателю сегодня приходится искать разумный баланс между сложностью задания и временем на его решение, разумным алгоритмом решения и точностью вычислений. Но кто мешает ему, преподавателю, обращаться за помощью к ИИ. Невозможно и ненужно изолировать образовательный процесс от ИИ. Надо искать способы сотрудничества с LLM ботами и ИИ сайтами, чтобы они не мешали, а помогали учебному процессу. По возможности сделать на занятиях сравнительный анализ решения задачи вручную и чат-ботом, показать преимущества и недостатки для каждого способа. В любом случае, главная цель преподавателя математики на всех этапах истории – развивать у молодежи логическое мышление.

После тотального карантина из-за COVID-19 стало очевидно, что живого общения с преподавателем не заменят дистанционные образовательные технологии. При появлении чат ботов на LLM платформах поднимается новая волна дискуссий о роли преподавателя в учебных заведениях. Несмотря на неоспоримые возможности искусственного интеллекта в решении рутинных вопросов образовательного процесса, вряд ли он отменит концепцию обучения как способ передачи личного опыта от преподавателя к ученику. Значит, цифровые технологии должны становиться инструментами познания. 

Другие пресс-релизы