Боссы Серии А хотят зарабатывать на трансляциях больше Ла Лиги. Ради этого они могут продать долю в бизнесе

    К 2030-му итальянцы могут увеличить доходы от медиаправ почти на 1 млрд евро
    Доходы Серии А от продажи трансляций более чем в пять раз меньше, чем у АПЛ /Nicolò Campo / LightRocket / Getty Images

    Конкуренция с АПЛ и Ла Лигой

    Руководство итальянской Серии А в ближайшие годы намерено увеличить доходы от продажи прав на трансляции, сообщает SportsProMedia.

    Сейчас на внутреннем рынке матчи Серии А показывает стриминговый сервис DAZN – по контракту, действующему с сезона 2021/22 по сезон 2023/24 гг., платформа заплатила 2,5 млрд евро ($2,7 млрд). Небольшой пакет прав на тот же период есть у телеканала Sky Italia – по нему Серия А получила 262,5 млн евро ($280,9 млн).

    Однако эти цифры меркнут по сравнению с доходами Английской премьер-лиги (АПЛ), которая зарабатывает 5 млрд фунтов ($5,9 млрд) только от продажи прав на трансляции на внутреннем рынке. Испанская Ла Лига также получает больше по этой статье – 990 млн евро за год против примерно 900 млн у Серии А.

    Руководители клубов итальянского первенства считают, что лига должна найти способы сократить разрыв с двумя ведущими топ-чемпионатами. По словам владельца «Милана» Джерри Кардинале, с точки зрения качества показа Серия А уже «находится на одном уровне с Ла Лигой».

    Права на трансляции зарубежным странам, тоже продававшиеся на период с 2021 по 2024 гг., принесут Серии А всего лишь 670 млн евро ($717 млн), что ничтожно мало по сравнению с $6,55 млрд доходов АПЛ за 2022-25 гг.

    В октябре прошлого года агентство Reuters рассказало, что в планах генерального директора Серии А Луиджи Де Сиерво увеличить доходы от международных трансляций до 1,1 млрд евро ($1,2 млрд) в 2024-2027 гг. и до 1,9 млрд евро ($2 млрд) в 2027-30 гг. На правах внутри Италии Серия А хочет заработать 3,2 млрд евро ($3,4 млрд) и 3,4 млрд евро ($3,6 млрд) за периоды 2024-27 и 2027-30 гг. соответственно.

    Диверсификация доходов

    Менеджмент Серии А понимает, что достичь таких показателей будет непросто, поэтому рассматривает различные способы увеличения прибыли. Один из них – продажа доли доходов от медиаправ. На подобную сделку есть сразу несколько претендентов, среди них американские компании Goldman Sachs и JPMorgan Chase & Co, которые готовы заплатить за контракт от 700 млн евро ($749 млн) до 1 млрд евро ($1,1 млрд).

    Такая схема крайне популярна в европейских топ-лигах. Первой ее использовала Ла Лига, продавшая в 2021 г. на 50 лет около 10% своего «бизнеса» – доходов от спортивных, имиджевых и маркетинговых прав – инвестиционному фонду CVC Capital Partners за 1,99 млрд евро. Этот же алгоритм сейчас рассматривает немецкая Бундеслига.

    Интересно, что в 2021 г. CVC уже предлагал выкупить долю доходов от медиаправ у Серии А за 1,7 млрд евро, однако несколько клубов заблокировало сделку, и контракт не был заключен. Теперь, по информации SportsProMedia, стороны готовы вернуться к переговорам.

    Кроме того, Серия А может отказаться от заключения эксклюзивных контрактов в пользу привлечения нескольких вещателей. Так, например, работает руководство Серии B, которое на период с 2021-2024 гг. подписало соглашения с DAZN, Sky и Helbiz, благодаря чему утроило доходы.

    Серия А намерена продвигать свой продукт не только в интернете и на ТВ, но и с помощью других видов СМИ. На прошлой неделе портал SportBusiness рассказал о желании боссов турнира запустить собственную радиостанцию, на которой будут вестись репортажи с матчей. До конца сезона 2023/24 правами на радиотрансляции встреч Серии А владеет государственная компания Rai.