Apple меняет рынок спортивных трансляций. После контракта с МЛС компания нацелена на показ АПЛ в Великобритании

    Спорт становится важной частью экосистемы Apple TV
    Корпорация Apple платит $250 млн в год за возможность транслировать матчи Главной североамериканской лиги (МЛС) /Zuma/TASS

    В Великобритании начинается борьба за право транслировать матчи Английской премьер-лиги (АПЛ). Ее отличительной особенностью станет появление среди претендентов американской корпорации Apple. IT-гигант готов составить конкуренцию нынешней группе вещателей – Sky, BT, Amazon и BBC.

    На данный момент вместе они платят более 5 млрд фунтов по контракту, действующему с 2022 по 2025 гг., но АПЛ ждет лучших предложений на тендере, который состоится в следующем году. Убедительным аргументом со стороны Apple может стать не только размер предложения, но и внушительное портфолио.

    В прошлом году американская корпорация заключила контракт на показ игр Главной североамериканской лиги (МЛС). Считается, что эта сделка стала символом победы потоковых сервисов над кабельным ТВ и теперь на рынке спортивных трансляций стартует новая эпоха. «Ведомости. Спорт» объясняет, почему эта гипотеза вполне обоснована.

    Крупнейший контракт в истории МЛС

    Контракт Apple и МЛС заключен на 10 лет (с 2023 по 2032 гг.) и оценивается в $2,5 млрд. Это крупнейшая сделка о телеправах в истории лиги (по условиям предыдущей сделки, каналы Fox, ESPN и Univision платили $90 млн за сезон), а для Apple – крупнейшая инвестиция в спортивное вещание. Правда, по стоимости ТВ-прав в США МЛС пока уступает той же АПЛ – телеканал NBC платит за них $450 млн в год.

    По данным Bloomberg, в перспективе Apple рассчитывает окупить затраты заработками на рекламе, причем на начальном этапе не будут рассматриваться предложения букмекеров. На данный момент главным источником дохода для Apple в этой сделке являются подписки. В приложении Apple TV приобрести трансляции предлагается за $14,99 в месяц и $99 за сезон. Шесть игр в неделю на этом сервисе показываются бесплатно. Для подписчиков Apple TV+ цены чуть ниже: $12,99 и $79 соответственно.

    Помимо показа всех матчей, за эти деньги зрители получают возможность смотреть студии до или после игр, использовать функцию «картинка в картинке», а также возвращаться к трансляциям в записи. Интересно, что владельцам сезонных абонементов МЛС доступ к трансляциям предоставили бесплатно.

    На показе рекламы Apple не зарабатывает, но и имеющихся ресурсов может хватить для роста экономических показателей. В мире наблюдается четкая тенденция на приобретение подписок и их удорожание. В аналитическом агентстве Parks Associates подсчитали, что выручка от подписок на спортивные трансляции в ближайшие пять лет вырастет на 73%: с $13,1 млрд в 2022 г. до $22,6 млрд в 2027 г.

    У Apple всемирные права, а пользователям теперь достаточно одной подписки

    Если рассматривать соглашение Apple и МЛС как испытательный полигон, на котором тестируется возможность передела рынка спортивных трансляций в пользу потоковых сервисов, то в первую очередь стоит отметить, насколько удачно лига и ее новый партнер подходят друг другу. МЛС – все еще молодая лига, не успевшая обрасти такими традициями просмотра на кабельном ТВ, как самые известные мировые чемпионаты. Обзоры туров, «обвязки» и другой сопутствующий контент МЛС также не имеют такого культового значения для зрителей кабельных каналов, как аналогичные программы, связанные с другими лигами. При этом американский чемпионат продолжает развиваться: в этом году число его участников увеличилось с 28 до 29, растет и финансовое благополучие команд.

    В 2022 г. «Лос-Анджелес» впервые завоевал чемпионский Кубок МЛС, а в 2023-м стал первым клубом лиги, оцененным в $1 млрд /www.mls.com

    Есть и другие причины считать соглашение Apple и МЛС прорывным в области спортивных трансляций. Если европейские футбольные лиги продают права на вещание отдельно в каждой стране, то в Америке другой подход: Apple получает всемирные права на распространение видеоконтента МЛС. Перед началом сезона лига наняла около 100 комментаторов для ведения трансляций на английском, испанском и французском языках.

    К слову, МЛС еще в 2019 г. посоветовала клубам не подписывать местные соглашения после 2022-го – цель этой инструкции оказалась ясной только сейчас и многое говорит о подходе лиги к стратегическому планированию.

    Для американского рынка эта сделка не канонична, поскольку лиги привыкли распределять трансляции между крупными и региональными каналами. Например, матчи той же МЛС еще в 2022 г. показывали ABC, ESPN и Fox Sports, а также местные спортивные сети. Национальная хоккейная лига (НХЛ) и Высшая лига бейсбола (МЛБ) также полагаются не только на национальные, но и на региональные спортивные каналы. В случае с Apple и МЛС не нужно больше одной подписки, чтобы увидеть все матчи лиги. При этом лига оставила часть трансляций каналу Fox, но такого доступа ко всему контенту турнира ни у одного из вещателей США, взаимодействующих с другими лигами, нет.

    К слову, от этой же проблемы серьезно страдают британские зрители. Матчи хитро распределены по различным пакетам, поэтому, чтобы посмотреть все самые важные события с участием топовых команд, приобретать приходится сразу три подписки общей стоимостью 100 фунтов в месяц: на Sky, BT Sports и Amazon (BBC показывает только обзоры туров). Британское издание The Independent писало по этому поводу, что английские болельщики оказались в глупом положении в сравнении с аудиторией из других стран. Если купить только один пакет, все равно заплатишь больше, чем условный испанец или немец, но при этом получишь только часть матчей.

    Взаимное удовольствие и планы по развитию

    Сделка с МЛС позволяет Apple использовать возможности для перекрестного продвижения продуктов всей экосистемы. Например, покупать подписки побуждает Кристо Фернандес – актер из сериала «Тед Лассо», выходящего на Apple TV+. На формах всех команд МЛС присутствует логотип Apple TV. Кроме того, в матче открытия МЛС «Нэшвилл» сыграл в футболках, посвященной культовому исполнителю кантри Джонни Кэшу, и перед игрой это стало поводом упомянуть на стриминговом сервисе платформу Apple Music. Наконец, спортивные результаты теперь появились в сервисе Apple News.

    Сама лига, помимо самого большого контракта в истории, получает принципиально иные возможности для позиционирования. Для матчей установлены четкие временные слоты, а конкуренции с другими спортивными соревнованиями теперь нет. Это поможет избежать казусов прошлых лет. Например, в 2021 г. одну из трансляций пришлось отложить из-за затянувшегося матча по студенческому баскетболу. Важен и фактор имени партнера: «Трудно найти какой-либо бренд в мире, с которым вы бы хотели, чтобы ваша лига ассоциировалась [больше], чем с брендом Apple», – сказал инвестор «Сиэтл Саундерс» Дэвид Натансон.

    Есть и планы по развитию трансляций. В частности, у каждой команды появится собственная страница в приложении Apple TV, на которой будут представлены самые яркие моменты матчей и документальный контент. Кроме того, Apple и МЛС планируют привлечь радиодикторов и авторов подкастов для создания аудиотрансляций.

    Наконец, от Apple и МЛС уже ждут работы над документальными сериалами. В 2022 г. на Apple вышел документальный сериал о Мэджике Джонсоне, вдохновленный сериалом Last Dance («Последний танец»), посвященного Майклу Джордану. В этих обстоятельствах в перспективе выглядит логичным создание сериала о Дэвиде Бекхэме и его влиянии на футбол в США.

    Apple и спортивное ТВ

    Потоковый сервис Apple TV+ американская корпорация запустила в 2019 г. и долгое время не проявляла большой амбициозности в борьбе за подписчиков. Например, многие из пользователей до сих пор имеют возможность смотреть Apple TV+ бесплатно через пробные версии, которые предоставляются при покупке других продуктов Apple.

    В сфере спортивного ТВ Apple также осваивалась постепенно. Первый телеконтракт компания заключила только в 2022 г., с МЛБ на $85 млн за сезон за трансляции пятничных матчей. Изначально их показывали бесплатно. В этом сезоне компания начала требовать подписки для просмотра репортажей.

    Кроме того, в 2022 г. Apple заключила пятилетнее соглашение на спонсорство музыкального шоу в перерыве Супербоула (на $50 млн в год). Также IT-гигант претендовал на покупку прав на трансляции в США Лиги чемпионов и Национальной футбольной лиги.

    Интересно, что Apple TV+ использует бренд Английской премьер-лиги еще с 2020 г. Одним из самых успешных проектов платформы является сериал «Тед Лассо». История о тренере, который поднял скромную команду «Ричмонд» в АПЛ, собрала за два года, в 2021-м и 2022-м, 11 статуэток «Эмми» – главной телевизионной премии США.

    В начале января 2023 г. на стриминге также вышел документальный сериал «Суперлига: война за футбол», рассказывающий о попытке европейских топ-клубов, в том числе английских, создать турнир на замену традиционным еврокубкам.

    Цикл проектов Apple TV+ на футбольную тематику завершит сериал про победу мадридского «Реала» в сезоне Лиги чемпионов 2021/22. Картину показывают с начала марта.