Новые продукты и меньше турниров: как ребрендинг FIFA изменит рынок футбольных симуляторов

    У EA Sports FC 24 наверняка появятся сильные конкуренты
    Разрыв отношений между EA Sports и ФИФА привел к ребрендингу самого популярного футбольного симулятора, и теперь на рынке ждут появления новых продуктов /imago images / Kolvenbach

    Осень – время выхода новых версий видеоигр про футбол. В ноябре Sega традиционно выпускает Football Manager – для ценителей замысловатых тактических схем и пристального анализа трансферного рынка. Любители менее сложного, но более динамичного гейминга ждут конца сентября или начала октября. В этот период обычно выходит FIFA от компании Electronic Arts (EA). Правда, в этом году на полки магазинов – физических и цифровых – игра поступит под новым брендом: EA Sports FC 24. Серия дебютировала еще в 1993 г. под названием FIFA International Soccer. Упоминание главной футбольной структуры было неизменной фишкой симулятора, но в декабре 2022 г. соглашение между издателем и федерацией истекло. The New York Times писала, что стороны не поделили деньги. Спортивные чиновники требовали удвоить отчисления – со $150 млн до $300 млн, а заодно разрешить другим издателям использовать бренд ФИФА. EA на сделку не пошла. FIFA 23 стала последней в серии под знакомым брендом, и в этом году геймеров ждет перезапуск.

    Одно и то же?

    Хотя официально игра поступит в продажу 22 сентября, демоверсия FC 24 уже доступна. Принципиальных отличий от предшественника немного – движок и режимы претерпели косметические изменения. Также появилось больше женских чемпионатов и добавилась Юношеская лига УЕФА. Естественно, разработчик обновил составы команд. Лицензии на право использовать реальные имена игроков, названия клубов и турниров EA сохранила – они не фигурировали в соглашении с ФИФА, потому как находятся в ведении Международной федерации ассоциаций профессиональных футболистов. Серия давно развивается по эволюционному пути – серьезные перемены в игровом процессе (геймплее) заметны только самым опытным пользователям.

    «Механика в каждой игре разная, – объясняет в интервью «Ведомости. Спорту» специализирующийся на FIFA киберспортсмен Максим Борисов. – В одной версии эффективны навесы, во второй – финты, в третьей – прострелы. Где-то дриблинг работает хорошо, где-то убит напрочь и надо играть в пас. Так что с точки зрения игрока уровня выше среднего, различия в геймплее колоссальные. Но если запускать FIFA вечером под пиво с друзьями в пятницу, то разницы не увидеть. Это тот же футбол».

    Впрочем, Борисов согласен, что разработчик редко добавляет новые механики, а некоторые со временем даже становятся хуже. Например, урезали онлайн-режим Weekend League, в котором раньше нужно было сыграть 30 матчей и полагались награды за попадание в топ-200. В какой-то момент режим упростили: матчей стало меньше, а призы уравняли для всех игроков.

    «Эта история похожа на iPhone, – говорит «Ведомости. Спорту» Гена Миллер, YouTube-блогер по FIFA с аудиторией в 1,5 млн подписчиков. – Каждый год Apple показывает невероятную презентацию, а по сути – слегка обновляет камеру, добавляет память и изменяет дизайн. С серией FIFA то же самое. Это действительно надоело. Мне 32 года, и я застал момент технического прогресса, когда ты играешь в Dendy, потом в Sega и каждый раз выход чего-то нового в индустрии сводит тебя с ума. Хочется, чтобы создатели игр не скупились и вкладывали больше сил в техническую разработку». Миллер надеется, что за сменой бренда последуют более существенные изменения, тем более прорывные решения в истории серии уже были. Например, обновление для FIFA 09 принесло режим Ultimate Team (возможность составить виртуальную команду из игроков разных клубов и даже эпох), а в FIFA 17 добавили cюжетную ветку.

    Впрочем, медленное развитие серии – не проблема для EA. Год назад компания отчиталась о рекордном запуске новинки всего через неделю после выхода FIFA 23. За первые семь дней ее купили или скачали (новинка была также доступна по подписке) 10,3 млн пользователей, а к маю общие продажи обогнали показатели предыдущей версии игры. Такой рост, возможно, связан с общим ажиотажем на тему футбола: вскоре после релиза в Катаре стартовал чемпионат мира, подогревший интерес к спортивному симулятору.

    Потенциальные конкуренты

    Игроки вряд ли быстро привыкнут к тому, что главный футсим теперь называется по-другому. Скажем, слово «фифер», обозначающее блогера, который выпускает ролики по серии FIFA, исчезнет из лексикона не сразу. «Я думаю, многие и дальше будут называть игру FIFA, как минимум еще пару лет, – говорит Борисов. – По крайней мере до тех пор, пока Международная федерация футбола не выпустит свою игру». Та, к слову, анонсировала разработку еще в 2022 г., но пока нет ни даты релиза, ни подробностей проекта – только громкие заявления главы организации Джанни Инфантино. «Я могу уверить вас, что единственная аутентичная, настоящая видеоигра, та, которая носит имя FIFA, будет лучшей из доступных для геймеров и футбольных фанатов, – заявил он в 2022 г. в интервью пресс-службе ФИФА. – Название FIFA – единственное глобальное и оригинальное. FIFA 23, 24, 25, 26 – постоянным остается название, и оно останется лучшим навсегда».

    Появление еще одного футбольного симулятора способно запутать геймеров, которые, возможно, не сразу сориентируются, какая игра новая, а какая продолжение старой серии. С другой стороны, запуск еще одного футсима должен подстегнуть EA, считает Борисов. «Если ФИФА найдет разработчиков, может появиться хороший конкурент, – уверен он. – Раньше японская компания Konami разрабатывала Pro Evolution Soccer (PES). Но его в какой-то момент перестали рассматривать как конкурента для FIFA. У PES не хватало интересного контента, а из-за отсутствия лицензий команды назывались вымышленными именами – вместо «Манчестер Юнайтед» – Man Red, например. Это отталкивало игроков. К тому же в киберспорте у PES было мало турниров. А потом эта серия отвалилась.

    С тех пор у EA нет конкурентов, и они стали забивать на серию. Стало больше багов».

    Рынок, возможно, поделят даже не два, а три игрока. Летом 2021 г. студия Strikerz анонсировала выпуск UFL – еще одного симулятора, который в отличие от FC 24 будет распространяться бесплатно. Сама компания базируется на Кипре, но разработчики родом из Белоруссии. Не известно, получит ли игра лицензии на все имена футболистов и названия команд, но Strikerz уже договорился о сотрудничестве с «Монако», лондонским «Вест Хэмом», дортмундской «Боруссией», донецким «Шахтером», лиссабонским «Спортингом», «Селтиком» и «Рейнджерс» из Глазго, а также стамбульским «Бешикташем». Релиз планировался на конец 2023-го, но, вероятно, будет отложен.

    Паки, паки

    Один из главных активов EA в борьбе с потенциальными конкурентами – огромная лояльная аудитория. Серия игр от североамериканского разработчика популярна в том числе благодаря роликам на YouTube. Фиферы выпускают видео с разборами изменений в геймплее, гайдами по созданию оптимальных команд для онлайн-режима или просто с виртуальными матчами.

    «Каждый год появляется все больше блогеров, которые выпускают ролики по FIFA, – рассказывает Миллер. – Они отбирают кусок общего пирога, но это хорошо, пусть приносят что-то новое в комьюнити. Аудитория роликов в целом стабильная. Она растет всегда в первые полгода после выхода игры, затем всем надоедает за этим следить. Конкуренция большая, и выжить на этом рынке можно, только если публикуешь видео каждый день либо через день».

    По словам Миллера, наибольшим спросом сейчас пользуется открытие так называемых паков. Процесс чем-то напоминает коллекционирование наклеек Panini.

    Игроки покупают за реальные деньги виртуальные наборы. Открывая их, они получают виртуального футболиста. Кому-то достается звезда уровня Мбаппе или Месси, другим – кто-то менее известный. Так формируется состав команды-мечты для онлайн-режима Ultimate Team. «Это, по сути, как казино, поэтому в некоторых странах FIFA даже попала под запрет, – продолжает Миллер. – В интернет-магазине FIFA есть очень дорогие паки, из которых почти всегда выпадает очень хороший футболист. Бывает такое, что за 7000 руб. можно открыть всего три пака, зато сорвать невероятный куш в виде Криштиану Роналду. У людей нет возможности покупать их, но блогеры готовы тратиться во имя контента».

    Удар по киберу

    В киберспорте серия FIFA сильно отстает от других компьютерных игр. Например, призовой фонд прошедшего в 2019-м в Лондоне финала чемпионата мира по виртуальному футболу составил всего $500 000. В том же году организаторы престижного The International по Dota 2 разыграли между участниками $34,4 млн. По словам Борисова, столь впечатляющая разница – следствие действующих для игроков ограничений. «Либо ФИФА, либо EA, не знаю точно кто, всегда запрещали рекламу букмекерских компаний, – объясняет Борисов. – Игрок не может выступить на чемпионате мира в футболке с логотипом беттинг-спонсора. Кроме того, FIFA – это серия, заточенная под игровые консоли, а не под компьютер. Соревнования по всем остальным дисциплинам проводятся на ПК».

    С февраля 2022-го российские игроки в крупнейших международных турнирах по FIFA не участвуют. Внутри страны, по словам Борисова, больших соревнований немного – три-четыре в год. Между тем он опасается, что EA вообще потеряла интерес к киберспорту. «Пока официальных релизов по этому поводу нет, но сейчас в нашей среде обсуждается, что после ребрендинга EA урежет число турниров, – говорит Борисов. – Я надеялся, что они попробуют вывести футсим на новый уровень в том числе и в киберспорте, но, вероятно, Electronic Arts будет тратить на это направление как можно меньше».