Торг года: как хозяева «Манчестер Юнайтед» пытались продать клуб подороже

    Лишь к концу 2023 года миллиардер Джим Рэтклифф заполучил 25% акций за 1 млрд фунтов
    Семья Глейзеров владеет «Манчестер Юнайтед» с 2005 г. /imago images / Sportimage

    В ноябре 2022 г. владельцы «Манчестер Юнайтед», семья Глейзеров, объявили о готовности продать свою долю в клубе – на тот момент им принадлежало 69%. Фанаты воодушевились в надежде на скорое избавление от превративших великую команду в дойную корову американцев. Но владельцы отказали катарскому шейху, предлагавшему $6,1 млрд, и выбрали промежуточный вариант. На Рождество 25% акций «МЮ» приобрел за 1,25 млрд фунтов, включая обязательства по инвестициям в инфраструктуру, химический магнат Джим Рэтклифф, но Глейзеры остались самыми крупными (44%) собственниками клуба. 

    На «Юнайтед» претендовали Amazon и Apple

    18 лет назад Глейзеры купили «МЮ» за 831 млн фунтов – 559 млн из них были взяты в кредит под высокий процент и стали долговой нагрузкой клуба. В результате только за последние 10 лет на обслуживание займа было потрачено 282 млн фунтов. Несмотря на это, ежегодно Глейзеры получали порядка 30 млн фунтов от клуба в качестве дивидендов («МЮ» – единственный клуб АПЛ с подобной практикой) и не обращали внимание на регулярные акции протестов фанатов. Но осенью 2022 г. годовой финансовый отчет показал убытки в 115,5 млн фунтов, и о дивидендах впервые пришлось забыть. Во многом именно это обстоятельство побудило владельцев принять решение о продаже. 

    Также немаловажным фактором следует считать и проблемы с инфраструктурой клуба: давно нуждающийся в реконструкции стадион (стоимость ремонта оценивается в 200 млн фунтов), а также устаревшая тренировочная база в Кэррингтоне, на несоответствие которой современным требованиям в 2022-м жаловался даже Криштиану Роналду. Разумеется, тратиться на ремонт американцы не собираются. Учитывая перечень сложностей, «МЮ» стал для Глейзеров проблемным активом – теперь стоит задача избавиться от него за максимальную сумму. 

    Список претендентов на «МЮ» изначально был весьма внушительным. На 20-кратных чемпионов Англии засматривались бывший управляющий банка Goldman Sachs лорд Джим О'Нил, платформа онлайн-коммерции Amazon, разработчик гаджетов Apple, фонд Nine Two Foundation (его возглавляет катарский шейх Джассим Аль-Тани) и нефтехимический гигант Ineos во главе с миллиардером сэром Джимом Рэтклиффом. К началу 2023 г. в схватке за «Юнайтед» остались лишь последние два претендента. 

    Новостями о продаже клуба Глейзеры добились главного – стоимость акций «МЮ» на Нью-Йоркской фондовой бирже взлетела вдвое – с $13 до $27. И когда потенциальные покупатели узнали цену клуба, то испытали шок. Вместо ориентировочной отметки примерно в $5 млрд компания Raine Group, которую американцы наняли для поиска лучшего инвестора (эта же организация занималась продажей «Челси»), объявила о $8 млрд.

    Владельцы «МЮ» отклонили пять предложений катарского шейха

    Предложения шейха Джассима и Рэтклиффа имели ключевые различия. Катарский миллиардер выражал готовность скупить все акции (включая 31%, не принадлежащий Глейзерам), установить полный контроль над «Юнайтед», погасить долги и инвестировать в команду около $1,5 млрд. Британский химический магнат (Forbes оценивает его состояние в $23,3 млрд) планировал приобрести только акции американской семьи на начальном этапе, оставив полный выкуп на более поздний срок. Почти весь 2023 г. велась борьба между сторонами, отражавшаяся на колебаниях акций «МЮ» на фондовом рынке. При этом, как правило, они поднимались в цене после громких публикаций в прессе – и не важно, были ли это респектабельные The Times с The Guardian или таблоиды The Sun и Daily Mail. 

    Большой резонанс в июне вызвала публикация катарского издания Al Watan об «успешном приобретении» «Юнайтед» шейхом Джассимом. После того как информацию растиражировали ведущие СМИ, цена акций клуба выросла на 13,8% и составила $23. Самое большое падение акций произошло 5 сентября, когда Mail on Sunday сообщила, что семья Глейзеров передумала продавать клуб, так как не получила предложения, близкого к желаемой цене. 

    Бывший исполнительный директор «Манчестер Юнайтед» Эд Вудворд в 2018 г. подвергся жесткой критике, когда заявил, что «результаты команды не влияют на коммерческий успех клуба». Но на фондовом рынке это действительно так. Как бы ни играл «Юнайтед», рынок почти не реагирует. Цена не изменилась ни после завоевания первого за шесть лет трофея в феврале 2023 г. (Кубок лиги), ни после возвращения в мае в Лигу чемпионов. 

    И вот когда уже казалось, что никаких конкретных действий не будет предпринято, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Катализатором послужил выход из переговоров катарского консорциума. Это произошло после того, как владельцы «МЮ» в середине октября отклонили пятое с начала переговоров предложение шейха Аль-Тани в $6,1 млрд – при том, что на фондовом рынке «МЮ» сегодня оценивается лишь в $3,3 млрд. Если бы Глейзеры согласились, то «Юнайтед» мог стать самой дорогой продажей спортивного клуба в истории, превзойдя поглощение команды Национальной футбольной лиги (НФЛ) «Вашингтон Коммандерс» в июле 2023 г.

    Уход арабов позволил активизироваться Рэтклиффу, который уже владеет двумя футбольными клубами – французской «Ниццей и швейцарской «Лозанной». На Рождество корпорация миллиардера Ineos выкупила 25% акций «МЮ» за 1,03 млрд фунтов. Этот пакет позволит 70-летнему богачу войти в совет директоров клуба и влиять на перестановки в менеджменте, трансферы клуба и другие ключевые решения. Общая сумма трат Рэтклиффа составит около 1,25 млрд фунтов, потому что в рамках сделки он также инвестирует $300 млн в инфраструктуру «Олд Траффорд»: $200 млн сейчас, а еще $100 млн – до конца 2024 г. 

    «Юнайтед» может подорожать до 7 млрд фунтов

    Сэр Джим (получил рыцарский титул в 2018 г.) анонсировал покупку 25% акций еще в октябре, но официальное объявление откладывалось из-за ожидания «визы» со стороны британского Управления по финансовому регулированию. К примеру, согласование покупки «Ньюкасла» саудовским инвестиционным фондом в 2021 г. заняло почти год. Репутация Рэтклиффа в Великобритании не подлежит сомнению, поэтому слишком долго ждать не пришлось. 

    Ожидается, что миллиардер в рамках сделки получит контроль над спортивной деятельностью клуба и создаст новый футбольный отдел, аналогичный тому, что существует в «Челси» после покупки лондонцев американскими владельцами в 2022 г. Определенные перестановки уже начались – вскоре после объявления о приходе магната в клуб в отставку подал исполнительный директор «МЮ» Ричард Арнольд, вскоре за ним должен последовать и спортивный директор Джон Мерто. Преемником Арнольда сэр планируют назначить Жан-Клода Блана, который с 2011 по 2022 г. занимал такой же пост в ПСЖ. 

    Как бы ни были амбициозны планы Рэтклиффа, болельщики «Юнайтед» остались недовольны. Они рассчитывали на избавление от ненавистных Глейзеров и приход новых владельцев, которые бы позволили клубу не только решить проблемы с инфраструктурой и покрыть долги, но и стать реальным конкурентом «Манчестер Сити». Этого не произошло ровно по одной причине – нынешние владельцы не уйдут, пока не убедятся, что максимально заработали на «Юнайтед». За их манипуляциями с продажей клуба стоит желание узнать реакцию рынка, чтобы найти лучшее предложение. За оставшийся пакет акций они могут запросить космическую цену. 

    «Сегодня люди говорят, что «МЮ» – это бизнес стоимостью 5 млрд фунтов, и это основано на цифрах, балансе и положении. Но при этом «Юнайтед» обладает огромным неиспользованным потенциалом на различных рынках. Не удивлюсь, если со временем стоимость достигнет 6 или 7 млрд фунтов. И Глейзеры прекрасно это знают», – резюмирует финансовый эксперт Дэн Пламли. 

    Другие материалы в сюжете