От Ямаля до звезд НБА: почему спортсмены празднуют в «очках для шампанского»

    Модный аксессуар выполняет важную функцию, защищая глаза
    Zuma / ТАСС
    Zuma / ТАСС

    В конце мая в большинстве национальных футбольных чемпионатов, а также еврокубковых турнирах определились победители, которые традиционно отметили успех шампанским, пивом и танцами в специально пошитых для такого события майках. В последние годы подобные мероприятия все чаще не обходятся без чемпионских очков. Их еще называют Champagne Goggles («очки для шампанского»). «Ведомости. Спорт» рассказывает, откуда пошла эта традиция и как ее продвигают суперзвезды спорта и бренды. 

    Две пары очков на голове Ямаля

    В апреле 2025 г. мир облетели кадры сумасшедшего празднования «Барселоны» после победы над «Реалом» (3:2) и завоевания Кубка Испании. Ярче всех во всех смыслах в тот день на поле выглядел 17-летний полузащитник каталонцев Ламин Ямаль (отметился двумя голевыми передачами), щеголявший после матча по полю с трофеем и двумя парами очков на голове. Многие подумали, что это способ самовыражения подростка, который за день до игры покрасил волосы и стал блондином. 

    Но очки на голове таланта являлись не только элементом шоу и дополнением к образу, но и несли практический смысл – таким способом Ламин защитил глаза от шампанского. Спустя всего месяц похожим образом выигрыш Лиги чемпионов отметили игроки ПСЖ Дезире Дуэ и Ашраф Хакими. Как и победители итальянской Серии А в составе «Наполи» Скотт Мактоминей и Ромелу Лукаку. 

    Шампанское имеет давнюю связь со спортивной славой. В 1936 г. бутылка Moet & Chandon от одного из самых известных в мире домов шампанского была передана итальянскому автогонщику Тацио Нуволари после победы в Кубке Вандербильта (первое крупное соревнование по автоспорту в США, организованное газетным магнатом Уильямом Киссэмом Вандербильтом II). 30 лет спустя чествование успеха бутылкой шампанского стало частью официальных празднований побед в чемпионате по кольцевым автогонкам «Формула-1». 

    Совсем скоро эта нишевая традиция автоспорта распространилась по всей спортивной сфере в ​​Европе и остальному миру. На заре Английской премьер-лиги (АПЛ) в начале 1990-х лучшему игроку матча неизменно вручали огромную большую бутылку шампанского в качестве приза – традиция просуществовала до 2012 г. Но разбрызгивать шампанское в ознаменование спортивных успехов не перестали.

    До недавнего времени феномен «шампанских очков» был чисто американским. Считается, что все началось в 2004 г. с бейсболиста «Бостон Ред Сокс» Дэвида Ортиса по прозвищу Большой Папа. Он помог своей команде одержать победу над «Сент-Луис Кардиналз» со счетом 4:0, которая позволила клубу из Массачусетса прервать 86-летнюю серию без чемпионского титула. 

    На праздновании Дэвид появился в плавательных очках, чему его во многом подтолкнула история двухлетней давности. Тогда Ортис выступал за «Миннесота Твинз» и, как это принято в Главной лиге бейсбола (MLB), команда отпраздновала триумф шампанским. Игроки не защищали глаза, из-за чего они сильно пострадали – ощущение жжения не проходило несколько дней. 

    Бренды подключились к тренду

    Пробки, летающие по раздевалке со скоростью до 40 чм/ч, также представляют большую опасность. В 2022 г. эритрейский велогонщик Биниам Гирмай получил травму глаза, когда в него попала пробка от просекко после выигрыша 10-го этапа Джиро д'Италия. Травма вынудила африканца сняться с соревнований. 

    Поскольку игроки пытались избежать жжения в глазах от игристого вина или защититься от летящих пробок, «очки для шампанского» стали обычным явлением в раздевалках победителей Мировой серии. И все же мировую известность очки во многом завоевали благодаря звездам Национальной баскетбольной ассоциации (НБА). Хоть эта лига и уступает в Америке по популярности Национальной футбольной лиге (НФЛ), на международном уровне ей нет равных. Основная причина заключается в том, что НБА является главным двигателем моды и культуры в мировом спорте. 

    Когда в 2013 г. лидеры «Майами Хит» Леброн Джеймс, Дуэйн Уэйд и Крис Бош праздновали свой первый титул вместе, устроив в раздевалке душ из шампанского, ветеран Рэй Аллен защитил глаза парой лыжных очков Oakley. Именно Рэй, который выиграл чемпионский перстень также в составе «Бостон Селтикс» и входит в Зал славы НБА, часто считается игроком, который популяризировал очки для празднования в раздевалке в лучшей баскетбольной лиге мира.

    Теперь они необходимы любому менеджеру по экипировке, чья команда находится на грани выигрыша трофея. Подняв Кубок чемпионов имени Ларри О'Брайена в 2022 г., Стефен Карри праздновал это событие в лыжных очках от Under Armour. Некоторые из его товарищей по франшизе НБА «Голден Стейт Уорриорз» носили очки с логотипом Moet и других брендов. 

    В «очках для шампанского» от Nike отпраздновали свои недавние чемпионские успехи с «Милуоки Бакс» и «Лос-Анджелес Лейкерс» Яннис Адетокунбо и Леброн Джеймс. В прошлом сезоне победитель НБА в составе «Бостон Селтикс» и амбассадор Jordan Brand Джейсон Тейтум щеголял в изготовленной на заказ паре горнолыжных очков с надписью «чемпион» позади большого логотипа Jordan на линзе. Также специальные очки для игроков «Лейкерс» Кайла Кузмы и Дэнни Грина изготовила Puma. 

    В 2019 г. женская сборная США по футболу выиграла чемпионат мира и отпраздновала событие в белых защитных очках Nike fade snow. К 75-летию НБА в 2022 г. лига и телекомпания ESPN выпустили уникальную модель очков в золотой оправе, разработанную Arts & Letters Creative Co. «Мы хотим вывести наше партнерство с НБА на новый уровень к сезону 75-й годовщины, и посчитали, что разработка индивидуальных очков победы станет отличным решением», – говорила вице-президент ESPN по спортивному маркетингу Эмека Офодиле. 

    То, что начиналось как способ защиты спортсменов, стало заметным способом рекламы брендов в самые важные моменты. Тенденция распространилась и на Европу. Помимо Ямаля и звезд ПСЖ, в сезоне 2024/25 победу в Лиге Европы в «очках для шампанского» отметило несколько игроков «Тоттенхэма».