Покупка «Атлетико» стала второй по стоимости сделкой в мировом футболе
Американская компания Apollo намерена развивать инфраструктурные проекты мадридского клуба«Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.
Американская глобальная компания по управлению альтернативными инвестициями Apollo Global Management приобрела 55% акций 11-кратного чемпиона Испании – мадридского «Атлетико». По данным Sportico, в рамках сделки по продаже «Атлетико» клуб был оценен в $2,55 млрд. Ожидается, что соглашение будет ратифицировано в первом квартале 2026 г., когда пройдет проверку контролирующими органами Ла Лиги.
Дороже только «Челси»
В иерархии испанского футбола «Атлетико» идет третьим по количеству чемпионских титулов после «Реала» (36) и «Барселоны» (28), и в удачные сезоны не только навязывает грандам борьбу, но и выигрывает трофеи. В среднем это происходит раз в 10 лет. В нынешнем столетии прервать гегемонию «Реала» и «Барселоны» помимо «Атлетико» удавалось только «Валенсии». В сезоне 1995/96 «Атлетико» стала не только сильнейшей командой Ла Лиги, но и опередила заклятых врагов из «Реала» на 17 очков.
В начале нулевых президента мадридцев Хесуса Хиля обвинили в нецелевой растрате средств «Атлетико» и отстранили от должности, а клуб был признан «техническим банкротом» с долгом в $74,7 млн ($136,7 в сегодняшнем эквиваленте) и вскоре впервые за 66 лет вылетел во второй дивизион. В 2004 г. право владения клуба перешло к сыну Хиля Мигелю Анхелю (занял пост генерального директора), а также известному кинорежиссеру и поклоннику «Атлетико» Энрике Серезо, который стал президентом.
На протяжении последних 20+ лет Хиль и Серезо не только были держателями контрольного пакета акций клуба, но и превратили «Атлетико» в одну из наиболее финансово успешных команд Европы. В последнем рейтинге Deloitte Football Money League по итогам сезона 2023/24 мадридцы заработали 409,5 млн евро (12 место). Из этой суммы больше всего принесла продажа медиаправ (218 млн евро), 117 млн евро пришлось на спонсорские сделки, а еще 74 млн евро принесла продажа билетов и другая коммерческая выручка в дни матчей. Но это существенно меньше показателей «Реала» (1,045 млрд евро) и «Барселоны» (760,3 млн евро).
В лице Apollo Атлетико» получил очень мощного инвестора – активы компании оцениваются в $908 млрд, а в число его совладельцев входит хозяин команды Национальной футбольной лиги (НФЛ) «Вашингтон Коммандерс» и клуба Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) «Филадельфия Севенти Сиксерс» Джош Харрис. До вложений в «Атлетико» американская компания инвестировала в теннисные «Мастерсы» (самая престижная категория турниров после «Шлемов» и Итогового).
Оценка «Атлетико» в $2,55 млрд делает клуб второй по стоимости сделкой в европейском футболе, в рамках которой инвесторы выкупили контрольный пакет акций. Самой дорогой в 2022 г. стала продажа Романом Абрамовичем «Челси» американской группе Clearlake Capital за $3,09 млрд, отмечает Forbes.
«Город спорта»
В 2015 г. 17% акций «Атлетико» приобрел китайский конгломерат Dalian Wanda Group, который несколько лет спустя продал свою долю израильской группе Quantum Pacific. Четыре года назад мадридцы привлекли еще одного инвестора – американскую компанию Ares Management Corporation, вложившую в клуб 182 млн евро, утверждает SportsPro. Нынешнее соглашение о продаже 55% акций Apollo представляет собой установление контроля за клубом. Но известно, что Хиль и Серезо сохранят не только свои миноритарные пакеты акций (10% и 3% соответственно), но и должности в «Атлетико». Они будут руководить рядом амбициозных проектов, на развитие которых мадридцам долгое время не хватало средств.
Прогресс «Атлетико» по увеличению доходов в последние годы связан не только со сторонними инвестициями, но и строительством стадиона «Метрополитано» на 70 000 зрителей. Он обошелся клубу в 240 млн евро и был сдан в эксплуатацию в 2017 г., но расходы по погашению кредиторской задолженности на его строительство все еще не позволяют мадридцам конкурировать с грандами по уровню трансферов, а также вкладываться в развитие инфраструктуры. Пока ситуацию не выправила даже прошлогодняя продажа прав на название стадиона саудовской авиакомпании Riyadh Air.
За право переименования арены в «Эр-Рияд Эйр Метрополитано» до конца сезона 2032/33 арабы обязались платить 40 млн евро в год. Такую же сумму мадридцы получат от авиакомпании за размещение логотипа на титульной стороне футболок команды – эта сделка действительна до окончания сезона 2026/27. Для сравнения, «Барселона» зарабатывает по аналогичным соглашениям с музыкальной платформой Spotify 75 млн евро ежегодно от титульного спонсорства и еще порядка 20 млн евро составят выплаты от сервиса за название стадиона. Общий долг «Атлетико» оценивается 510 млн евро.
Пока «Реал» и «Барселона» связывают свое развитие преимущественно со своими суперсовременными стадионами, планы руководства «Атлетико» выглядят еще масштабнее и амбициознее. В 2022 г. клуб презентовал проект строительства спортивно-развлекательного комплекса Ciudad del Deporte («Город спорта»), открытие которого ожидается летом 2027 г. Проект включает возведение новой тренировочной базы с шестью футбольными полыми, тренажерным залом и медицинским центром. Сейчас игроки «Атлетико» тренируются в Махадоонде – в 20 км от своего стадиона. В комплексе также появится небольшая арена на 6000 мест для женской и молодежной команд.
Мадридцы инвестируют не только в футбол. «Город спорта» включает в том числе легкоатлетический стадион, четыре крытых многофункциональных спортивных площадки, пляж для волейбола с искусственными волнами для серфинга, поля для гольфа и скалодром. По данным Bloomberg, проект стоимостью $800 млн являлся одной из ключевых целей для Apollo, и компания способствует его развитию.