Лимит бонусов и отмена дресс-кода: НХЛ подписала новое соглашение с игроками

    Детали согласовали за три месяца
    НХЛ и профсоюз игроков подписали новое коллективное соглашение – локаутов не будет минимум до 2030 года
    НХЛ и профсоюз игроков подписали новое коллективное соглашение – локаутов не будет минимум до 2030 года /Zuma / ТАСС

    В начале июля Национальная хоккейная лига (НХЛ) и Ассоциация игроков НХЛ (NHLPA) утвердили новое коллективное соглашение. Оно вступит в силу в сентябре 2026 г. На этот раз обошлось без долгих переговоров – стороны пришли к компромиссу всего за три месяца. Соглашение получилось сбалансированным – оно учитывает интересы игроков, клубов и самой лиги. Хоккеисты смогут зарабатывать больше, но им ограничат бонусы. Также сроки контрактов станут короче, а сезон – длиннее.

    Без остановок

    Коллективные договоры лиг и профсоюзов – дежурная практика в американском профессиональном спорте. К примеру, NHLPA появилась еще в 1967 г. Организация отстаивала интересы хоккеистов – в частности, требовала отмены правила, которое закрепляло игрока за клубом и ограничивало переходы. Лига игнорировала запрос профсоюза, пока в 1971 г. у нее не появился конкурент – Всемирная хоккейная ассоциация, где хоккеистам разрешили менять команды. Опасаясь потерять игроков, НХЛ вступила в переговоры с NHLPA – и в 1975 г. стороны подписали первый коллективный договор.

    Среди прочего в нем были оговорены минимальный доход хоккеистов, система страхования, порядок разрешения споров и т. д. Позднее договор продлевался на прежних условиях или пересматривался на новых. Но иногда переговоры затягивались. Например, в 1992-м на фоне разногласий между NHLPA и НХЛ игроки провели 10-дневную забастовку. Лига пошла на уступки. В 1994 г. снова договорились не сразу. Сезон не стартовал, НХЛ объявила локаут – команды не играли три месяца. В 2004 г. история повторилась: локаут длился 10 месяцев, чемпионат так и не состоялся. Последний конфликт случился в сезоне 2012/13, когда матчи начались с задержкой почти в четыре месяца.

    С 2013 г. обходится без ожесточенных споров и финансовых потерь. Свежее соглашение вступит в силу с сезона 2026/27 и будет действовать четыре года. Это значит, что локаутов не будет как минимум до 2030 г.

    «В новом соглашении я не вижу очевидных бенефициаров, – говорит «Ведомости. Спорту» американский юрист Крис Дюберт, специализирующийся на спортивных контрактах. – Я бы назвал изменения поправками к прежним правилам. Самое главное, что договор обеспечил мир между игроками и лигой. Так что выиграл от этого прежде всего хоккей». Соглашение образца 2025 г. – первый коллективный договор, подписанный при новом руководителе NHLPA. В 2023 г. Дональда Фера сменил бывший министр труда США Марти Уолш. «Если раньше был перекос в сторону клубов, то в новом коллективном соглашении обозначен паритет сторон, – рассуждает в интервью «Ведомости. Спорту» хоккейный агент Шуми Бабаев. – Очень хорошую работу проделали руководители лиги».

    Новые сроки

    В НХЛ все строго регламентировано – вплоть до количества предсезонных матчей. Прежде их было шесть, но по новому договору с 2026 г. станет четыре. Причина – в удлинении календаря на две игры для каждой команды – с 82 до 84. Старт сезона запланировали не на начало октября, а на конец сентября. Клубы заинтересованы в удлинении сезона, ведь так можно заработать больше. По данным The Athletic, средний доход от продажи билетов на один домашний матч НХЛ колеблется в диапазоне $1,5–3 млн. Кроме того, станет больше принципиальных противостояний – новые матчи добавят внутри дивизионов.

    «Клубы получают больше доходов, игроки за те же деньги проводят на две игры больше, – подчеркнул Бабаев. – Но две игры – это не так существенно, зато зрители получат более насыщенный сезон. В НХЛ, прежде чем что-то предпринять, проделывают большую аналитическую работу. Возможно, лига готовится в скором времени принять еще один клуб и тестирует большее количество матчей. Игроки внакладе не останутся – потолок зарплат тоже увеличится».

    В новом договоре скорректировали и сроки контрактов хоккеистов: сейчас – не больше восьми лет, а с 2026 г. – шесть для новичков клуба и семь – для его действующих игроков. Дюберт напоминает, что похожие порядки много лет назад установились в баскетболе. «В НБА есть «исключение Ларри Берда», – поясняет спортивный юрист. – Последние 30–40 лет в рамках потолка зарплат НБА существует положение, позволяющее командам подписывать собственных свободных агентов на более долгосрочные сделки, чем игроков, приходящих из других клубов. Идея в том, чтобы помочь командам удерживать лучших игроков».

    Больше потолков

    НХЛ и профсоюз договорились увеличить минимальную зарплату. В 2026/27 она вырастет с $775 000 до $850 000, а к розыгрышу 2029/30 – до $1 млн. Зато лига добилась ужесточения по бонусам. С 2026 г. они не могут превышать 60% от суммы контракта – клубы не смогут, как раньше, оформлять почти всю сумму соглашения с игроком в виде подписного бонуса, чтобы уложиться в потолок зарплат. «Лига, вероятно, хотела ограничить такую практику, – отмечает Дюберт. – Думаю, это окажет некоторый сдерживающий эффект на общие суммы контрактов и гибкость их структуры. Конечно, команды и агенты постараются обойти правило, но в целом это должно помочь НХЛ контролировать расходы и соблюдать потолок».

    С сезона 2026/27 зарплатный лимит будет действовать и в плей-офф. Сейчас в Кубке Стэнли ограничений нет. Формально состав должен быть тем же, что и в конце регулярного сезона, но это правило нередко обходили. Например, по ходу чемпионата игрок травмируется – его выводят из состава, что освобождает «место» в платежке и позволяет оперативно подписать другого хоккеиста. А после выздоровления первого оба играют в плей-офф, где потолка нет. Чтобы исключить подобные манипуляции, НХЛ ограничит сумму контракта хоккеиста на замену средней зарплатой по лиге (сейчас это $3,8 млн в год). Кроме случаев, когда врачи подтверждают, что травмированный не сможет сыграть до конца сезона.

    «Прежние порядки противоречили духу закона, – говорит Дюберт. – На практике споры по таким вопросам бывают редко: если лига считает сделку несоответствующей, она просто не утвердит ее. Командам придется приспособиться и перестать использовать эти схемы». Бабаев также напоминает, что клубы не так часто шли на манипуляции с заявкой перед плей-офф. «Лига видит какие-то моменты и пытается их закрыть, сделать так, чтобы ни у кого мысли не возникало играть нечестно, – отмечает агент. – Но все было в рамках регламента, поэтому в новом соглашении лига просто убрала эту лазейку, и все. Это нормально, так во всех лигах, и в КХЛ тоже».

    Дополнительным ограничителем станет заявка на матч. В Кубке Стэнли – 2027 клубы будут подавать списки из 20 игроков, а система автоматически подсчитает их зарплату. В случае превышения лимита команде не разрешат выйти на лед.

    Спиртное – можно

    Среди других изменений – постепенное увеличение призовых Кубка Стэнли, с нынешних $34 млн до $40 млн в 2030 г. Также у каждой команды появится в заявке постоянный «дежурный» вратарь, который тренируется и летает с клубом. Для него снизят минимальный контракт до $250 000 (как в фарм-клубах).

    В договоре позаботились и о здоровье хоккеистов. С 2026 г. все новички лиги обязаны носить специальную защиту на шее – жесткий ворот, защищающий от травм в случае попадания клюшкой или шайбой. Зато отменили дресс-код. НХЛ долго оставалась самой консервативной лигой США – в коллективном договоре было прописано, что участники матчей носят костюмы до и после игры, а также в самолете. Отмену пролоббировала группа хоккеистов, которые уже несколько лет нарушают правило. Отказ от дресс-кода подстегнет бренды охотнее сотрудничать с игроками.

    «У этого пункта договора – коммерческая составляющая, – отмечает Бабаев, – Такой маркетинговый ход, потому что в НХЛ играют молодые ребята, зачастую – эпатажные. Многие любят как-то необычно одеваться, и это привлекает внимание прессы. Отказ от дресс-кода должен подчеркнуть индивидуальность каждого спортсмена, чтобы он мог внешним видом показать себя вне льда. Ну и ребятам тоже комфортнее, наверное, в своей одежде».

    Послабление коснулось и алкоголя. Из текста договора убрали запрет на участие в рекламе крепких спиртных напитков. Это потенциально новая статья личных доходов игроков, прежде всего звезд. Раньше можно было рекламировать только пиво. В других американских лигах давно позволяют сотрудничать с алкогольными брендами. Например, Леброн Джеймс стал лицом текилы Lobos 1707, а игрок в американский футбол Трэвис Келси инвестировал в алкобренд Casa Azul. Впрочем, в коллективном договоре предусмотрены и ограничения: нельзя размещать логотип бренда на форме, шлеме, клюшке или льду. Также контракт со спонсором должен пройти согласование в маркетинговом департаменте НХЛ.

    «Есть определенные ограничения и внутри клубов, – рассказывает Бабаев. – Не более двух игроков от каждого клуба могут становиться лицом определенного бренда. В целом эта мера направлена на то, чтобы росли доходы лиги. На аренах алкоголь давно присутствует, в том числе крепкий. До подписания соглашения НХЛ изучала рынок и поняла, что крупные компании готовы вкладываться. А вот будут ли сами спортсмены рекламировать спиртное, пока не знаю. Но я не вижу в этом проблемы».