Зачем спортсменам-любителям тренировочные сборы и как на этом заработать
Глобальный рынок кемпов в 2024 году достиг $20,7 млрдАктивно развивающееся направление спортивного туризма – тренировочные лагеря (кемпы) для любителей. По подсчетам аналитического агентства Market Intelo, глобальный рынок этого сегмента в 2024 г. достиг $20,7 млрд. А к 2033 г. он, по прогнозам, увеличится до $37,2 млрд. Тенденция связана с растущей популярностью здорового образа жизни. Бизнес подстраивается – предлагает варианты активного отдыха, совмещающего туризм и тренировки. Например, в Европе и Юго-Восточной Азии мультиспортивные сборы организует Vigeo Sports, компания Sun Tri Sports приглашает на велосипедные и беговые тренировки во Францию, Испанию и Португалию, а бывшая седьмая ракетка мира Эмилио Санчес проводит теннисные лагеря в Дубае. В России направление кемпов тоже растет, осваивая и местные, и зарубежные маршруты.
Не профи
В профессиональном спорте тренировочные сборы – изнурительная подготовка к конкретному соревнованию или сезону в целом. Любители тоже иногда ставят себе подобные задачи, но основная аудитория любительских кемпов – люди, которые предпочитают активный образ жизни. Для них сами сборы – уже само по себе событие. «Главное отличие в том, что любительские сборы помогают людям развиваться и получать удовольствие от процесса, а профессиональные выстроены вокруг высокой спортивной цели, – поясняет «Ведомости. Спорту» Владимир Шейкин, генеральный директор Ironstar, организатора триатлонных соревнований и сборов. – И важно, чтобы каждый выбирал формат, соответствующий его уровню подготовки и задачам перед стартом».
По словам Шейкина, на сборы обычно приезжают люди в возрасте от 30 до 50 лет с высоким доходом – владельцы бизнеса и топ-менеджеры, которые ценят свое время. Обычно у них позади уже несколько стартов. «Наши туры выбирают даже не спортсмены-любители, а обычные люди, которые хотят активно отдыхать сами и приучают к этому своих детей, – объясняет «Ведомости. Спорту» Андрей Жуков, основатель Pro Trener Camps, которая проводит сборы в России и за рубежом. – У них нет спортивных амбиций, им просто нравится отдыхать, чтобы был расписан весь день. Они ходят по ресторанам, немного выпивают, потом, например, по горам, и тратят калории. У нас больше про красивую жизнь, чем про спорт. Это пользуется наибольшей популярностью».
Выбор видов спорта у организаторов кемпов довольно широкий. В основном это индивидуальные дисциплины: бег, велоспорт, плавание, триатлон, а зимой – беговые лыжи. «В последнее время активно развиваем скитуринг, – говорит Жуков. – Подъем вверх на горных лыжах, а потом с них снимают «шкурку» (крепятся на лыжи, чтобы не скользили при подъеме. – «Ведомости. Спорт»), и – вниз. Иногда миксуем скитуринг с беговыми лыжами, чтобы разнообразить нагрузку. Но в основном у нас циклические виды спорта».
Выбор страны
Любители и профессионалы часто едут на сборы в горы, чтобы тренироваться в условиях разреженного воздуха. Кроме того, сложный рельеф создает дополнительную нагрузку, делая занятия более насыщенными. Все это может закалить организм и дать преимущество на более привычных высотах. В России гор достаточно, но в основном тренировки проходят на юге. «Мы проводим беговые кемпы на Кавказе – в Кисловодске и Архызе, – объясняет Жуков. – Это актуально и для лыжников. Но есть много мест в Подмосковье. Выбор зависит от вида активности».
В мире самые популярные направления – Испания, Португалия, Кипр. Сегодня не все страны удобны для поездок россиян, хотя и в Европе для них проводят сборы. Более доступные варианты – Турция, ОАЭ и Египет, куда имеет смысл ехать поздней осенью или зимой. Например, в Хургаде периодически проходят сборы по плаванию, а в Анталии – беговые кемпы. «При выборе места у нас три составляющих, – говорит Жуков. – Сама локация должна быть удобной, чтобы не нужно было больше никуда ездить. Второе – должен быть прокат оборудования и хороший отель со всей инфраструктурой. Третье – климат, потому что каждый тип лагеря предполагает определенную погоду. Мест много, но, когда учитываешь все три критерия, выбор становится намного уже».
По словам Шейкина, при выборе кемпа спортсмены ориентируются прежде всего на репутацию организатора, квалификацию тренеров и уровень сервиса. «В основном выбирают Турцию в январе – феврале, – говорит он. – Важным фактором является желание людей найти идеальные условия для финальной подготовки к соревнованию: трассы, идентичные гоночным, похожую акклиматизацию и возможность протестировать экипировку и питание в условиях, максимально приближенных к старту».
Выбор страны во многом определяет стоимость. И тут диапазон – от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких десятков тысяч долларов. Например, в 2025 г. одна из компаний продавала летний недельный кемп в Красной Поляне за 110 000 руб. с человека. Занятия были ориентированы на развитие выносливости. В стоимость входило проживание в 2-звездочном шале, питание, трансферы, снаряжение и скипассы. Билеты покупались отдельно. Подтянуть беговую форму в Сочи на январских праздниках предлагают за 76 000 руб. – также с проживанием (шесть ночей) и питанием, но без билетов.
За границей тренироваться иногда даже дешевле. Один из сборов по плаванию в Хургаде в апреле 2026 г. сейчас продается за 44 000 руб. – с проживанием в 5-звзездочном отеле, но без перелета. Предложений по Испании, Франции и Италии от российских организаторов сейчас меньше, но они тоже есть. Цены на такие туры могут превышать 8000 евро. «Туры по России дешевле, чем по Европе, – говорит Жуков. – Многое зависит от уровня отелей, количества программ и числа задействованных тренеров. Скажем, у нас лимит – на каждые 6–8 человек должен присутствовать тренер. Мы стараемся обеспечить самые комфортные условия, но можно провести кемп и в простой гостинице, где в одном номере селятся два-три человека».
Сборы без лицензий
В России организаторы сборов подчиняются законодательству сразу двух сфер – спортивной и туристической, что накладывает дополнительную ответственность. По Закону о спорте кемпы приравниваются к спортивным мероприятиям. У тренеров, которые проводят занятия, должна быть соответствующая квалификация. Участники обязаны получить медицинский допуск, но компания-организатор отвечает за то, чтобы на сборе была вовремя оказана помощь врачей.
По туристической части тоже есть требования. Основное – наличие лицензии для включения в Единый федеральный реестр туроператоров, который ведет Минэкономразвития. Этот механизм защищает путешественников в случае, если тур срывается, что особенно актуально для поездок за границу. Бывает, что отель отказываться селить или бронь билетов аннулирована. Тогда участник сбора может подать жалобу в Ассоциацию туроператоров России, чтобы получить компенсацию по дополнительным расходам в поездке. Но не все организаторы кемпов заморачиваются с лицензированием.
«На сборах для любителей можно построить бизнес, но лучше его вести, конечно, легально, – говорит Жуков. – Например, мы оплачиваем туристическую лицензию и несем все соответствующие риски. Хотя я знаю, что очень многие возят на сборы людей просто так, не имея лицензии тревел-оператора». По словам Жукова, компаний в этой сфере сейчас много, но успех такого бизнеса во многом зависит от связей в спортивном сообществе. Стартовать с нуля сложно, и нужно иметь хотя бы небольшую аудиторию, которая рискнет поехать в тур от нового организатора. В дальнейшем помогает «сарафанное радио» – спортсмены тесно общаются внутри сообщества и часто советуют друг другу лагеря, если им все понравилось.