Groupon снова подешевел

Скидочный интернет-сервис Groupon в очередной раз пересмотрел свои финансовые итоги. И подешевел на 17%, но по-прежнему стоит почти $10 млрд
Tim Boyle/ Bloomberg

Акции американского скидочного интернет-сервиса Groupon рухнули в понедельник почти на 17%, а вчера к 22.00 МСК подешевели еще на 0,56%; капитализация составила $9,77 млрд. Падение произошло после того, как компания в пятницу опубликовала скорректированную отчетность за IV квартал и весь прошлый год.

Groupon пересмотрела результаты за IV квартал (которые уже публиковала в феврале), так как обнаружилось, что она не выделила достаточные средства на выплаты клиентам, решившим вернуть свои купоны. Раньше компания сообщала о квартальном убытке в $37 млн – после пересмотра он вырос на $22,6 млн; выручка была $506,5 млн – теперь она сократилась на $14,3 млн.

Пересмотреть результаты Groupon была вынуждена после того, как главный бухгалтер проинформировал гендиректора Эндрю Мэйсона и финансового директора Джейсона Чайлда, что в январе многие клиенты вернули купоны, пишет WSJ. Источник газеты говорит, что неожиданно большой возврат купонов даже заставил руководителей Groupon задуматься о том, насколько состоятельна бизнес-модель компании. Однако выяснилось, что клиенты возвращали только определенные виды купонов, и это успокоило Мэйсона и Чайлда.

Groupon также сообщила, что выявила «значительные недостатки в системе внутреннего контроля». В дополнение к нынешнему аудитору Ernst & Young компания наняла KPMG, компания также увеличит штат бухгалтеров и финансистов, говорит источник WSJ.

Groupon впервые отчитывается в качестве публичной компании. В ноябре 2011 г. она провела IPO и привлекла $700 млн. Пересмотр результатов заставил Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) начать предварительное расследование в отношении Groupon, рассказал WSJ человек, знакомый с ситуацией. По его словам, регуляторы пока не решили, начинать ли официальное расследование. SEC и Groupon от комментариев отказались.

Претензии к отчетности Groupon бывали и раньше. Так, Groupon сообщала о чистой прибыли в $61 млн за 2010 г., но при этом оговаривалась, что она получена без учета расходов на рекламу, поглощения и программу поощрения сотрудников. А с учетом получается убыток в $420 млн. Летом 2011 г. Groupon отказалась от такой системы коррекции прибыли.

А в сентябре 2011 г. компания объявила уже о пересмотре методики расчета выручки: прежде она включала в нее платежи пользователей, предназначенные партнерам Groupon. Без учета этих денег выручка за первое полугодие 2011 г. упала с $1,52 млрд до $688 млн.

Пересмотр отчетности заставляет задуматься о том, «есть ли у Groupon вообще хоть какое-то корпоративное управление», написали в своем блоге «Старые сварливые бухгалтеры» профессора Энтони Кэтанач из Villanova University и Эд Кетц из Penn State University.