Московские аэропорты могут объединиться

У аэропорта «Домодедово» уже в начале февраля могут появиться новые хозяева. Как стало известно «Ведомостям», с новыми хозяевами компании государство готово вести переговоры об объединении всех трех аэропортов Москвы
ИТАР-ТАСС/ М.Лысцева

«Домодедово»

Крупнейший аэропорт России. Пассажиропоток – 25,6 млн человек (2011 г.). Владелец – DME Ltd. (100%). Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – 29,6 млрд руб., чистая прибыль – 12,7 млрд руб.

До 7 февраля Goldman Sachs, консультирующий владельцев «Домодедово», принимает заявки на покупку аэропорта. Об этом рассказали «Ведомостям» источники в одной из компаний-претендентов и близкий к «Домодедово». Переговоры о продаже начались еще в сентябре. Но в январе владельцы аэропорта решили их форсировать и объявили о сроке окончания приема заявок, добавляет один из собеседников.

Владельцам «Домодедово» будет представлено несколько вариантов сделки – как по цене (за него хотят получить $4–5 млрд, но покупатели считают цену завышенной), так и по выкупаемой доле – от 51–100%. Но предпочтительна продажа целиком, знают два источника, близких к владельцам аэропорта и одному из претендентов. Аэропортом интересуются владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, «Реновы» Виктор Вексельберг, «Базового элемента» Олег Дерипаска, совладелец «Внуково» Виталий Ванцев с партнерами и владелец «Новапорта» Роман Троценко, продолжает источник, близкий к владельцам аэропорта. Среди претендентов и «Альфа-групп», утверждают два источника, близких к владельцам «Домодедово». Сотрудники двух компаний – претендентов на аэропорт и топ-менеджер контрагента «Домодедово» утверждают, что вместе с Ванцевым заявку может подать совладелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов.

Представители «Домодедово», Goldman Sachs, А1 (инвестиционное подразделение «Альфа-групп»), «Суммы», «Базэла» от комментариев отказались. Троценко заявил «Ведомостям», что информация о его интересе к «Домодедово» – «ложь». То же самое утверждает и представитель Усманова.

Интерес к «Домодедово» подтвердили Вексельберг и Ванцев. Но последний передал «Ведомостям» через пресс-службу, что пока переговоров не ведет.

Но только лишь продажей «Домодедово» история может и не закончиться. С большой вероятностью произойдет объединение трех столичных аэропортов, говорит близкий к владельцам «Домодедово» источник. Такая возможность действительно обсуждается, подтверждает чиновник Минтранса и топ-менеджер одного из московских аэропортов. В прошлую пятницу и министр транспорта Игорь Левитин тоже не исключил этого, назвав возможное объединение «перспективой ближайших двух-трех лет» (цитата по «Интерфаксу»).

Все претенденты, кроме Магомедова и «Альфы», уже имеют опыт управления аэропортами. Но что гораздо более важно, они лояльны властям. Напротив, к хозяевам «Домодедово» (единственным владельцем аэропорта весной прошлого года был указан его председатель совета директоров Дмитрий Каменщик) у чиновников была масса претензий, напоминает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. Поэтому после сделки государство может вернуться к вопросу объединения трех аэропортов, говорит он.

Правда, при слиянии контроль над объединенной компанией может оказаться у владельцев «Домодедово», подсчитала полтора года назад «Тройка диалог». В исследовании, проведенном по заказу правительства, она предварительно оценила «Домодедово» в $4,1–5,1 млрд (примерно так же его оценили иностранные банки в преддверии IPO в Лондоне в мае 2011 г.), «Шереметьево» – в $1,6–2,4 млрд, «Внуково» – в $0,5–0,7 млрд. Если исходить из этих цифр, государство получило бы блокирующий пакет. Впрочем, в исследовании «Тройки» говорилось, что государство может ввести «золотую акцию» в компании, внести в нее дополнительные активы или выкупить (частично или полностью) акции у других совладельцев.

Сейчас Минтранс пишет новую концепцию развития московского авиаузла, говорит сотрудник аппарата правительства. По предварительным подсчетам, пропускную способность московских аэропортов в случае грамотного управления можно увеличить в полтора раза – с 80 млн человек до 120 млн человек. Пока ясности, нужно ли объединять аэропорты, нет, но такая идея существует. Не факт, что аэропорты будут объединены в одну компанию, возможны разные варианты консорциума, заключает чиновник. Синицкий же считает такую идею неправильной. Ведь объединение в любых формах устранит конкуренцию между аэропортами и приведет к ухудшению сервиса.