Почему вложения в медицинские инновации выгодны как пациентам, так и государству
России добиться технологического суверенитета в отрасли помогает нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья»Современная медицина невозможна без инноваций. Благодаря передовым разработкам врачи ставят точные диагнозы, а инновационные препараты позволяют если не полностью вылечить ранее неизлечимые недуги, то существенно улучшить качество жизни пациентов.
От этого выигрывают не только люди, но и государства. Зарубежные исследования показывают: каждый миллион долларов, затраченный на создание инновационного препарата, сохраняет стране вдвое больше, говорит Вадим Негребецкий, доктор химических наук, доцент, профессор РАН, директор Института фармации и медицинской химии Пироговского университета.
Не меньший эффект дают новые технологии. Так, искусственный интеллект (ИИ) исследует лучевые снимки с точностью до 95% и выдает результат в течение нескольких минут, отмечал «Ведомости. Город». На описание одного снимка вручную тратится минимум 20 минут. Применение компьютерного зрения при анализе медицинских снимков увеличило показатель выявляемости заболеваний, в том числе онкологических, на ранних стадиях на 15%, писало издание Comnews в материале об ИИ в здравоохранении.
Внедрение инноваций ведет и к сокращению издержек, связанных со снижением уровня трудоспособности населения, а это меньше дней на больничном и больше рабочих дней, делится Негребецкий.
Собственные инновационные разработки нужны для полноценного импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета страны, говорит директор по взаимодействию с органами государственной власти и доступу на рынок фармпроизводителя «Герофарм» Дмитрий Нахамчен.
Неокупаемые инвестиции
Пока в России отрасль развития медицинских технологий только проходит этап становления. Всего отечественные игроки в прошлом году инициировали 471 исследование. Многие фармкомпании предпочитают инвестировать в создание дженериков (т. е. аналогов оригинальных препаратов. – «Ведомости. Здоровье»), констатирует Негребецкий.
Создание инновационных лекарств требует большого количества времени и серьезных инвестиций, объясняет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. По его оценкам, весь процесс, от изобретения молекулы до вывода готового препарата на рынок, может занимать до 10 лет и стоить несколько сотен миллионов долларов. «Герофарм», например, только на клинические исследования инновационного инсулина пролонгированного действия направит порядка 1 млрд руб., рассказывает Нахамчен. Всего, по его словам, в портфеле разработок компании 15 препаратов, четыре из которых – инновационные.
Кроме того, стоимость заемных средств сейчас высока: брать кредит на таких условиях под будущие разработки, учитывая, что, по статистике, только несколько молекул из сотни перспективных доходят до рынка, – это большой финансовый риск, говорит Шуляк. Вот почему разработка даже нескольких инновационных молекул в год без поддержки государства невозможна, считает эксперт.
Нацпроект для поддержки
В России добиться технологического суверенитета в здравоохранении помогает нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья», рассчитанный до 2030 г. Среди его задач – довести долю медицинских изделий российского производства в общем объеме рынка до 40%, а долю стратегически значимых лекарств, производство которых налажено в стране от самого синтеза субстанций, – до 80%.
Важно и то, чтобы российские разработки были конкурентоспособными на мировой арене, а люди получали медицинские услуги на самом высоком уровне, говорил в апреле председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Это важнейшее направление, по его словам, вошло в национальный проект «Новые технологии сбережения здоровья». Он состоит из пяти федеральных проектов, имеющих собственные цели и задачи, говорится на сайте правительства.
Пять китов нацпроекта
Проект «Управление медицинской наукой» направлен на совершенствование управления медицинской наукой, повышение ее эффективности, а также внедрение в практику результатов отечественных разработок. Это нужно, чтобы пациентам были доступны передовые решения и инновации в медицине.
Цель проекта «Технологии разработки медицинских изделий, лекарственных средств и платформ нового поколения» – создание ряда инновационных разработок и обеспечение их доступности пациентам. В числе инноваций – генотерапевтические препараты, которые бы лечили наследственные заболевания, а также импланты для сердечно-сосудистой хирургии.
Проект «Биомедицинские и когнитивные технологии будущего» сосредоточен на исследованиях в сфере биомедицины и разработке инновационных методик и продуктов, согласно мировым тенденциям. Подобную работу проводили с российской вакциной «Спутник V» в период пандемии COVID-19, поставляя ее в 70 стран, указано на сайте национальныепроекты.рф.
Для повышения продолжительности жизни и улучшения ее качества разработан проект «Регенеративная медицина, технологии превентивной медицины, обеспечение активного здорового долголетия». Среди его задач – поиск способов снижения бремени «возрастных» заболеваний, а также разработка технологии регенеративной медицины.
Согласно проекту «Развитие производства наиболее востребованных лекарственных препаратов и медицинских изделий», к 2030 г. Россия должна стать независимой от импорта лекарств и медицинских изделий.
Меры поддержки стимулируют развитие медицинской промышленности в России, говорил на встрече с Мишустиным президент компании «Медицинские технологии Лтд» Анатолий Дабагов. Это подтверждает и Нахамчен. По его словам, с момента действия механизма «третий лишний» (зарубежное лекарство не допускается к госторгам, если есть минимум два российских аналога. – «Ведомости. Здоровье») в совокупности с предоставлением ценовых преференций в размере 25% для препаратов, локализованных по полному циклу, доля инсулинов «Герофарма» на российском рынке выросла с 0,5% в 2014 г. до 27% в 2024 г.
Вопрос не только в финансовой помощи, но и в регуляторных мерах, считает Нахамчен. В частности, чтобы определить, какие препараты и для лечения каких заболеваний будут создавать фармкомпании, нужен регулярно обновляемый список неудовлетворенных медицинских потребностей, который бы учитывал заболеваемость, инвалидизацию и смертность, а также доступность и эффективность лечения, рассуждает он. Это поможет игрокам оценивать окупаемость инвестиций в инновационные проекты, добавляет он. Задача по созданию и ведению такого перечня приоритетов для медицины также решает нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья».
По словам Негребецкого, сейчас особо остро стоит вопрос в поддержке создания лекарств по нозологиям (терапевтическим областям. – «Ведомости. Здоровье»), где препаратов либо нет, либо имеющиеся на рынке малоэффективны. В качестве примера он приводит такие направления, как болезнь Альцгеймера или аутоиммунные заболевания. Также в числе наиболее востребованных оригинальных лекарств эксперт называет препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, пищеварительного тракта и регулирования обмена веществ.
Среди других необходимых мер Нахамчен отмечает ускоренную регистрацию отечественных инновационных разработок, которые бы сократили время их вывода на рынок с нынешних 7–10 лет до 3–5. Это потенциально сократит время окупаемости инвестиций.
В последнее время в России многое сделано для разработки инновационных продуктов в медицине, отмечают в Минздраве России. В частности, созданы специальные регуляторные треки для инновационных направлений – узкоспециальной диагностики, прежде всего генетической и онкологической, клеточных технологий, радиофармацевтики. В рамках Евразийского экономического союза действует особый ускоренный режим регистрации для лекарств, позволяющих обеспечить неудовлетворенные медицинские потребности в отношении серьезных жизнеугрожающих заболеваний, указывало ведомство.