Лево руля!


Министерство промышленности и энергетики направило в Белый дом план развития отечественного автопрома до 2008 г. Чиновники включили в него пункт “об ограничении эксплуатации автотранспорта, не соответствующего требованиям правостороннего движения”. Из плана, имеющегося в распоряжении “Ведомостей”, следует, что, если правительство одобрит его на заседании 19 мая, к разработке изменений, касающихся иномарок с правым рулем, чиновники Минпромэнерго, МВД и Минтранса приступят осенью этого года.

Чиновники покушаются на подержанные иномарки из Японии, поясняет управляющий директор AG Capital Management Александр Агибалов. В начале года парк праворульных машин составлял, по его оценке, 1,28 млн автомобилей, причем 95% из них бегало по дорогам Дальнего Востока. По данным Валерия Тараканова из группы “Рольф”, в прошлом году в Россию было ввезено около 160 000 таких машин.

“Запретить ввоз таких машин в Россию невозможно, – рассказывает чиновник Минэкономразвития, участвовавший в подготовке плана. – Скорее всего будут вырабатываться меры по ограничению эксплуатации таких машин”. По его словам, один из вариантов – “отсекать” такие автомобили на стадии техосмотра. “Тогда их владельцы должны будут переделать правый руль на левый”, – говорит чиновник. Источник в одном из российских автоконцернов добавляет, что возможен и другой вариант: “неправильные” “японки” просто не будут ставиться на учет в ГАИ.

Если правительство поддержит эту инициативу, в выигрыше окажутся продавцы подержанных иномарок с левым рулем и отечественные производители – “АвтоВАЗ” и УАЗ, поясняет Денис Нуштаев из “Метрополя”. “Это откроет новые горизонты для “АвтоВАЗа”, – соглашается менеджер владивостокского автодилера Buckscone. А его земляк из Autoland считает, что место “японцев” займут подержанные леворульные китайские и корейские машины стоимостью от $3000 до $5000.

Так же думают и на российских автозаводах. “АвтоВАЗ”, безусловно, заинтересован в увеличении продаж на Дальнем Востоке”, – говорит представитель компании. Еще в 2003 г. там начали создаваться представительства завода, но его продажи на Дальнем Востоке невелики – 3000 в 2004 г. 2860 “УАЗов” продал в регионе и холдинг “Северсталь-Авто”, представитель которого тоже поддерживает чиновников.

“Боясь народного гнева на Дальнем Востоке, правительство не идет на жесткие меры, хотя эти машины явно опасны, – говорит Тараканов. – Я надеюсь, что на этот раз решение будет принято и ввоз иномарок с правым рулем будет остановлен”. Но запрещать эксплуатацию уже ввезенных в Россию праворульных машин, по его мнению, не следует, так как переоборудование праворульных машин может обойтись в $2000–5000.

Введение новых требований к “японкам” с правым рулем разрушит автобизнес Дальнего Востока, прогнозирует менеджер владивостокской Autoland. “Следует ожидать социальной напряженности”, – предупреждает он. А депутат Госдумы Виктор Похмелкин напоминает, что с идеей запретить праворульные авто уже выступали и экс-премьер Виктор Черномырдин, и бывший министр промышленности Илья Клебанов. “Но провести такое решение без отделения Дальнего Востока невозможно”, – заключает депутат.

Чиновники уверяют, что разваливать Россию не собираются. “Эта мера включена в план по просьбе российского автомобильного лобби. Население наверняка будет возмущаться, и ее вряд ли утвердят”, – успокаивает сотрудник Минэкономразвития. “Вы действительно думаете, что на Дальнем Востоке больше аварий, чем в европейской части страны? – удивляется представитель ГАИ. – Дело не в рулях, а в водителях”. А чиновник Минпромэнерго поясняет, что его ведомство не считает запрет авто с правым рулем “принципиально важным”. “Тема очень болезненная, и тут не может быть жестких решений”, – поясняет он.