Меркель выбрала Magna

Канцлер Германии Ангела Меркель пообещала поспособствовать продаже Opel консорциуму Magna, Сбербанка и группы ГАЗ. Но General Motors (GM) может предпочесть другого покупателя
Reuters

Президент России Дмитрий Медведев, похоже, убедил канцлера Меркель в том, что консорциум Magna, Сбербанка и группы ГАЗ – лучший претендент на покупку Opel у GM. «Концепция Magna показывает прекрасные подходы: с одной стороны, возможность открыть для Opel шансы и возможности, а с другой – вместе с Россией построить стратегическое партнерство», – сказала Меркель после встречи с Медведевым. Оставшиеся несколько вопросов должны быть решены в ближайшие несколько дней, отметила канцлер.

Magna, Сбербанк и ГАЗ подписали соглашение о выкупе акций Opel у GM еще в мае этого года. Согласно предложенной схеме Сбербанк должен получить 35% акций Opel, Magna – 20%. За это участники консорциума обещали заплатить 500 млн евро. ГАЗ акций не получит, но хотел производить модели Opel на своих мощностях в России. Правительство Германии, в свою очередь, пообещало предоставить госгарантии Opel по кредитам на 4,5 млрд евро. Сделка должна была быть подписана к середине июля, однако в конце июня стало известно, что GM возражает против использования разработок Opel без роялти.

За 1,5 месяца, прошедших с момента подписания соглашения, появились два новых претендента на Opel – китайская автомобилестроительная корпорация Beijing Automotive Industry Holding Company и бельгийский фонд прямых инвестиций RHJ (см. врез). Предложения конкурентов ничуть не лучше, чем у российско-канадского консорциума, заявил в интервью Bloomberg замминистра экономики Германии Йохен Хоманн: все они предполагают значительное сокращение рабочих мест на заводах Opel. А рабочие компании опасаются, что RHJ может продать компанию обратно GM, тогда как ее сотрудники хотят нового долгосрочного владельца, сказал WSJ представитель коллектива Opel.

Правительство Германии предупредило GM, что Opel может не получить обещанных госгарантий по кредитам, если покупателем не будет выбран консорциум Magna – Сбербанк. Финансовые гарантии были одобрены только для Magna, заявил пресс-секретарь Меркель: «Если GM чисто гипотетически заключит сделку с другим претендентом, она должна будет сказать, чего она хочет от правительства, и это нужно будет обсуждать».

Несмотря на поддержку германских властей, контроль над Opel может достаться другим претендентам. Соглашение с Magna было вынужденным браком, когда GM стояла на грани банкротства, сказал WSJ человек, близкий к GM. Сейчас, по словам людей, знакомых с ситуацией, продавец активно работает с RHJ. В GM уверены, что Германия не станет блокировать сделку с другим покупателем, опасаясь банкротства Opel перед всеобщими выборами осенью.

В Magna уверены, что смогут достичь компромисса с GM и договориться о сделке в ближайшие дни, сказали WSJ люди, близкие к канадской компании. По их словам, Magna готовит улучшенные предложения по спорным вопросам, включая роялти за технологии. Представители Magna, Сбербанка и группы ГАЗ от комментариев отказались.

Три претендента на Opel

Magna – Сбербанк Детали предложения: плата – 500 млн евро доля – 55% акций госгарантии – 4,5 млрд евро Плюсы Поддержка профсоюзов Opel и правительства Германии. Перспективы развития в России Минусы Максимальная помощь правительства Германии. Разногласия с GM о доступе к технологиям RHJ International Детали предложения*: плата – 300 млн евро доля – 51-55% госгарантии – 3,8 млрд евро Плюсы Требуется меньше госпомощи. После вывода Opel из кризиса может продать ее обратно GM Минусы Непроизводственная компания. Оппозиция со стороны политиков и профсоюзов BAIC Детали предложения: плата – 660 млн евро доля – 51% госгарантии – 2,64 млрд евро Плюсы Предлагает больше денег и просит меньше госпомощи, чем остальные Минусы Конкурирует с GM в Китае. Технологии Opel нужны BAIC больше, чем ее заводы