Морис Гринберг

Морис Гринберг всегда выйдет сухим из воды, сказал в июле юрист AIG в ходе судебной тяжбы с бывшим гендиректором. Теперь Гринберг, можно сказать, стряхнул с себя последние капли. Он и AIG договорились снять все взаимные претензии (каждая сторона требовала у другой по $1 млрд по разным делам). Более того, AIG оплатит судебные издержки Гринберга и бывшего финансового директора Говарда Смита в сумме до $150 млн (итоговую сумму определит независимый юрист). Напомню: AIG на 80% принадлежит правительству США, которое вкачало в нее $180 млрд. Убыток AIG за полтора года превысил $100 млрд.

То есть Гринберг получит до $150 млн из кармана налогоплательщиков. Он еще сможет вернуть персидский ковер, свои фотографии с китайскими лидерами и основателем AIG Корнелиусом Вандер Старром и получить доступ к документам AIG, чтобы написать мемуары. Но это уже, как говорится, мелочи.

Гринберг, руководивший AIG почти 40 лет, был уволен в 2005 г., когда выявились фальсификации в отчетности. Крах компании из-за рискованных сделок со структурными инструментами, которые в последние годы проводило подразделение финансовых продуктов, – не его вина. Но в такой судьбе AIG есть некоторая закономерность. Она всегда была странно устроена. Подразделения действовали в значительной степени независимо друг от друга и были объединены командной волей руководителя – Старра, а потом Гринберга. В 1943 г. была создана Starr International Company (Sico), которую контролировал десяток топ-менеджеров AIG во главе с гендиректором. Она была крупнейшим акционером AIG, и через нее оформлялись вознаграждения сотрудникам AIG. Покинув компанию в 2005 г., Гринберг прекратил эту практику, а Sico, продавая акции AIG, платила ему и другим бывшим топ-менеджерам. AIG теперь потребовала вернуть $4,3 млрд этих денег, представив многочисленные свидетельства того, как Гринберг более 30 лет называл Sico трастом, держащим акции AIG ради вознаграждения ее сотрудников. Но ни в одном документе AIG, как выяснилось, эта роль Sico не определена, и Гринберг и Sico выиграли дело (именно тогда юрист AIG сказал вышеприведенные слова).

Действительно, не в этом ли искусство страховщика – выйти сухим из любой воды?