Питерские правозащитники оспорят указ Путина о гостайне в суде

Иск в Верховный суд будет подготовлен в течение двух недель
Иван Павлов/ Руслан Шамуков/ ТАСС

Адвокат Иван Павлов, председатель признанного иностранным агентом фонда "Свобода информации" и лидер правозащитной инициативной группы Команда-29 из Петербурга оспорит указ президента Владимира Путина о причислении к гостайне данных о потерях военных в мирное время. Как сообщает "Эхо Москвы", по мнению Павлова, указ выходит за рамки возможностей, которые закон о гостайне предоставляет президенту. Иск в Верховный суд будет подготовлен в течение двух недель. "Мы считаем, что новый указ президента противоречит интересам общества, а также действующему законодательству", - заявил Павлов "Интерфаксу".

В Facebook юрист объяснил, что указ противоречит 7 статье закона о гостайне, в которой перечислены сведения, которые не могут быть засекречены. В частности, это «сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях». Павлов сказал "Интерфаксу", что если спросить родственников погибших, то к таким сведениям они отнесут и потерю их близких на службе. "В статье пятой федерального закона вы не найдете указаний на то, что потери личного состава в мирное время относятся к секретной информации", - сказал также адвокат.

"Несомненно, Указ направлен на пресечение любых попыток ведения расследований по украинской ситуации. Статья 283.1 УК предусматривает наказание за незаконный сбор сведений, составляющих государственную тайну. В том числе предусматривается наказание для тех, кто не знал, что собранные ими сведения относятся к гостайне. Спецоперации же всегда засекречиваются. Ждем увеличения числа «нечаянных госизмен» в самое ближайшее время", - написал адвокат.

Теперь за разглашение гостайны могут быть осуждены журналисты и активисты, пишущие о погибших российских солдатах, считают в правозащитной организации Amnesty International. "Этот новый указ поднимает ряд тревожных вопросов, например о том, будут ли журналистов и активистов гражданского общества привлекать к уголовной ответственности за государственную измену в связи с сообщениями о предполагаемых потерях на Украине", - заявил "Интерфаксу" директор региональной программы AI по Европе и Центральной Азии Джон Дальхизен. "Это также значит, что родственники солдат, убитых в ходе спецопераций, будут лишены возможности узнать правду о судьбе своих близких", - сказал он.

Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева уверена, что отнесение к гостайне сведений о военных потерях в мирное время в ходе спецопераций приведет к большей закрытости армии. "Если человек погиб в мирное время по вине своего командира или во время операции по обезвреживанию запасов взрывчатых веществ на складах, что, общество не вправе требовать правды о том, что произошло? Мы имеем право знать, что там происходит", - сказала Алексеева "Интерфаксу" в пятницу. "Очень неприятно, что указ подписан именно сейчас, когда весь мир обвиняет нас в скрытом ведении на Украине войны, которое мы отрицаем", - добавила правозащитница.

Накануне пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что отнесение к гостайне сведений о военных потерях в мирное время в ходе спецопераций направлено на совершенствование законодательства в этой сфере.

Ранее Павлов представлял интересы домохозяйки Светланы Давыдовой, которую задержали по подозрению в разглашении гостайны. Мать троих детей была арестована 21 января Лефортовским судом до 19 марта. Ее обвинили в измене родине в форме шпионажа (ст. 275 Уголовного кодекса, от 12 до 20 лет лишения свободы) за то, что в апреле 2014 г. она позвонила в украинское посольство и сообщила, что расположенная рядом с ее домом воинская часть радиоразведки опустела: из услышанного случайно разговора военнослужащего этой части Давыдова сделала вывод, что военных отправили в Донецк. В начале февраля ее отпустили под домашний арест, после того как петиции с требованием ее освободить и собранные подписи передали в Кремль. Сбор подписей шел на сайтах change.org и "Новой газеты". В середине февраля Мосгорсуд признал ее арест незаконным и решил, что оснований для избрания такой меры пресечения не было вовсе. 13 марта следователи закрыли дело против Давыдовой за отсутствием состава преступления и сняли с нее все обвинения. Мартовский опрос ВЦИОМ показал, что половина россиян, знавших о деле Давыдовой, считают ее виновной.