Чиновникам придется контролировать все этапы строительства зданий возле железных дорог

Проблема зачастую возникает уже после ввода здания в эксплуатацию, когда невозможно установить виновного
Чиновникам придется контролировать все этапы строительства зданий возле железных дорог/ Евгений Разумный / Ведомости

Госдуме предложили усилить ответственность чиновников и застройщиков за обеспечение экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения вблизи объектов железнодорожного транспорта. Соответствующий законопроект внесли в нижнюю палату парламента сенаторы Галина Карелова и Инна Святенко, а также депутаты Анатолий Лесун и Александр Скачков (оба – «Единая Россия»). Действующим законодательством принятие мер по защите от шума вблизи железных дорог возложено на застройщиков, которые готовят проектную документацию и представляют ее властям.

При этом закон устанавливает общую ответственность муниципальных, региональных и федеральных органов государственной власти (в зависимости от расположения объекта) принимать меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей в населенных пунктах, зонах отдыха и т. д. Поправки предполагают: если шумозагрязнение стало результатом хозяйственной деятельности или реконструкции, то ответственность понесут чиновники, отвечающие за градостроительную деятельность и планирование территории (в законопроекте объем ответственности не прописан). Уточняется, что речь идет о любом этапе начиная от согласования проекта застройщика – строительстве, ремонте или реконструкции или разрешении на ввод в эксплуатацию.

Судебная практика в плане установления виновного за допущение нарушений расходится. «Есть конкретные судебные решения, при которых суды не принимают во внимание информацию, что есть жилые дома, которые построены после введения в эксплуатацию железнодорожных магистралей, в результате чего возлагают ответственность на РЖД как источник шума», – объяснила «Ведомостям» один из авторов законопроекта, сенатор Инна Святенко. Суд не принимает во внимание, что сама жилая застройка могла быть возведена с нарушениями, выявленными после начала эксплуатации таких жилых объектов, а следовательно, вина РЖД отсутствует, объясняет сенатор. «Ведомости» направили запрос в компанию.

Судебная практика действительно показывает, что бывает непросто найти виновного, когда жильцы вновь построенного дома начинают жаловаться на шум, говорит специализирующийся на теме жилья и ЖКХ юрист Роман Иванов. «Застройщики нередко строят рядом с ЖД-объектами и в силу экономии средств не закладывают этот момент по изоляции шума. В итоге жильцы жалуются, просят установить шумовой экран, но их перебрасывают из ведомства в ведомство: то бюджета у застройщика нет, то муниципальные власти предлагают подождать благоустройства», – сказал он. По его словам, теперь в зависимости от ситуации привлечен может быть как застройщик, так и представитель власти, который согласовал объект.

Документ не вводит для властей дополнительные обязанности, уверяет Святенко. «Если выясняется, что проектные решения не выполняют действующие санитарные нормы, когда фактические показатели (например, по шуму) не совпадают с нормативными, то строители должны провести дополнительные мероприятия для соблюдения законодательства», – объяснила она «Ведомостям». Цель законопроекта, по ее словам, не только в установлении обязанностей, но и в распределении ответственности. Дополнительных сложностей, считает Святенко, не будет и для застройщиков: он усложнит жизнь лишь недобросовестным. Поправки прописывают обязанностью застройщика доработать допущенные на этапе проектирования и строительства домов ошибки уже после ввода в эксплуатацию.

Еще одна новелла законопроекта уточняет, что железнодорожники обязаны проводить работы по защите населения от шума и вибрации. При этом владельцы инфраструктуры не несут ответственность за превышение нормативов допустимых физических воздействий, если они возникли после ввода дома или другого объекта строительства в эксплуатацию.