Сделка недели: криптобиржа стала партнером «Челси» за 12 млн фунтов в год

    Теперь 18 из 20 команд английской Премьер-лиги имеют криптовалютного спонсора
    Новый спонсор «Челси» будет размещаться на рукавах игровой формы /EPA

    «Челси» объявил о многолетнем партнерстве с криптовалютной компанией BingX. Контракт обойдется новому партнеру клуба в 12 млн фунтов ежегодно, утверждает The Telegraph. До конца сезона 2023/24 логотип BingX будет размещен на рукавах игровых футболок мужской команды, а в следующих двух сезонах перекочует на титульную сторону тренировочной формы. В данный момент это место занимает туристический онлайн-сервис Trivago, который отказался продлевать истекающее летом 2024 г. трехлетнее соглашение. Чей логотип украсит рукав игровой формы «Челси» с сезона 2024/25, пока неизвестно. 

    BingX основана в 2018 г. бизнесменом Джошем Лу, штаб-квартира компании находится в Сингапуре. Новый спонсор «Челси» позиционирует себя как «ведущая криптовалютная биржа, обслуживающая более 10 млн пользователей по всему миру». BingX предлагает широкий ассортимент финансовых продуктов, в том числе спотовые сделки, деривативы, копи-трейдинг и управление активами. Сервис готов обслуживать как новичков, так и профессионалов биржевой торговли. 

    Предыдущим «нарукавным» спонсором «Челси» была другая криптобиржа – WhaleFin. Сингапурская криптоплатформа заключила соглашение с клубом в мае 2022 г. на 20 млн фунтов в год, а уже в декабре объявила о расторжении сделки из-за финансовых проблем компании на фоне общего падения рынка криптовалют. При этом логотип WhaleFin остался на футболках «Челси» до конца сезона 2023/24. Учитывая, что финансовые условия сделки с BingX значительно уступают сотрудничеству с прежним спонсором, клубу будет трудно выполнить поставленную владельцем Тоддом Боэли задачу удвоить доходы. 

    В мае исполнится два года как «Челси» за 4,25 млрд фунтов стал собственностью американского консорциума, в который помимо Боэли входят бизнесмены Марк Уолтер, Хансйорг Висс и инвестиционная компания Clearlake Capital. Новые хозяева только за первый год руководства потратили на покупку игроков 1 млрд фунтов, но результаты команды оставляют желать лучшего. После 20 туров сезона 2023/24 «Челси» барахтается в середине турнирной таблицы АПЛ без особых перспектив финишировать в зоне еврокубков и хотя бы частично компенсировать траты. 

    Неудивительно, что в такой ситуации «Челси» становится все сложнее искать бизнес-партнеров. К началу текущего сезона команда представила новый комплект формы без титульного спонсора – соглашение клуба с английской телекоммуникационной компанией Three истекло 30 июня (по нему клуб получал более $50 млн в год), а с новым случилась заминка. «Челси» вел переговоры со стриминговой платформой Paramount+, но сделка была заблокирована руководством АПЛ. Лига посчитала, что сотрудничество может нанести ущерб официальным вещателям Sky Sports, TNT Sports и BBC.  

    После срыва этого соглашения «Челси» рассчитывал заключить контракт с онлайн-казино и оператором ставок Stake.com – на этот раз против выступили болельщики клуба. И лишь в сентябре лондонский клуб объявил, что до конца сезона 2023/24 титульным партнером станет американская технологическая компания Infinite Athlete. Sportico оценивает соглашение в 40 млн фунтов. Пока не ясно, кто будет титульным спонсором «Челси» в сезоне 2024/25, но, по информации The Athletic, осенью 2023 г. клуб провел предварительные переговоры с саудовской государственной авиакомпанией Riyadh Air. Еще одним претендентом на центральное место игровых футболок «Челси» считается сайт ставок Kaiyun Sports. 

    Контракт BingX с английским клубом также мог сорваться, предполагала The Telegraph. Все из-за активности компании в России – так, в ноябре 2023 г. криптобиржа принимала участие в конференции об инновационных технологиях для решения задач бизнеса Moscow Tech Week в Сколково. «BingX стремится к укреплению позиций на российском рынке в качестве ведущей криптовалютной биржи», – отметила амбассадор компании Надежда Гусинская. И все же британское правительство не обнаружило каких-либо связей BingX с лицами или компаниями, которые подверглись санкциям в связи с конфликтом на Украине.

    У АПЛ нет конкретных правил, касающихся России, лига руководствуется режимом санкций правительства, а это означает, что и у нее нет причин препятствовать сделке «Челси» с BingX. «Нет ничего, что бы указывало на связи BingX с отдельными лицами или компаниями из санкционного списка. По этой причине нет необходимости вмешиваться», – заключает эксперт по спортивной коммерческой рекламе Бен Пеппи. 

    Согласно последнему отчету Deloitte Football Money League 2023, совокупный доход «Челси» в 2022 г. составил 568 млн евро, что на 75 млн евро больше, чем годом ранее. На вершине рейтинга самых экономически успешных клубов мира расположились «Манчестер Сити» (731 млн евро), «Реал» (714 млн) и «Ливерпуль» (702 млн). При этом доля выручки от коммерческих сделок у «Челси» составила 37% (209 млн евро, плюс 33 млн к 2021 г.), тогда как у лидеров списка этот показатель – 40-50%. Потенциал для роста, очевидно, есть, но без успехов на поле реализовать его будет сложно.