Выборы – не дело ООН

Западные политики обвинили Россию в несоблюдении ею обязательств как участника G8: она ветировала резолюцию СБ ООН, предложенную США и Британией

В пятницу Россия и Китай наложили вето на резолюцию, предусматривающую введение международного эмбарго на поставки в Зимбабве оружия, а также запрет на поездки за рубеж для президента этой страны Роберта Мугабе и 13 его ближайших соратников. В Вашингтоне и Лондоне считают, что Мугабе подавил политическую оппозицию и сфальсифицировал итоги недавних президентских выборов.

На прошлой неделе на саммите G8 лидеры приняли заявление, в котором выражалась озабоченность ситуацией в Зимбабве. «Мы предпримем дальнейшие шаги, в том числе финансовые и другие меры, в отношении лидеров, ответственных за насилие», – отмечалось в совместном заявлении. Однако на пресс-конференции по итогам саммита президент России Дмитрий Медведев отметил, что «восьмерка» не давала никаких конкретных рекомендаций ООН.

Мотивы российского вето разъяснил МИД: «Принятие Советом Безопасности ООН такого документа создало бы опасный прецедент, открывающий дорогу для вмешательства Совета Безопасности во внутренние дела государств в связи с теми или иными политическими событиями, включая выборы». Согласно уставу ООН Совбез может принимать резолюции только по проблемам, затрагивающим международную безопасность.

В январе 2007 г. Россия и Китай с той же мотивацией наложили вето на резолюцию по внутриполитической ситуации в Мьянме.

Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд назвал решение Москвы и Пекина «непостижимым». Посол США в ООН Залмай Хализад заявил, что российское вето ставит под сомнение надежность Москвы как партнера по G8. По словам американского дипломата, всю неделю российские представители намекали, что готовы проявить гибкость в этом вопросе.

«После окончания холодной войны постоянные члены СБ ООН, имеющие право вето, придерживаются негласной договоренности этим правом не злоупотреблять», – отмечает эксперт Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Пикаев. По его мнению, Москва решила таким образом ответить на неуступчивость США в вопросах противоракетной обороны и жесткую позицию Великобритании в деле Литвиненко, считает эксперт.

Конфликт в СБ ООН не дает оснований утверждать, что Медведев намерен проводить жесткую внешнюю политику, уверен германский политолог Александр Рар, «ее контуры еще вырабатываются в Кремле».