Минус титулы, плюс долги: история главного футбольного долгостроя Европы

    «Валенсия» уже 18 лет ждет новый стадион
    «Валенсия» начала строить новый стадион в середине нулевых, но до сих пор играет на старой арене
    «Валенсия» начала строить новый стадион в середине нулевых, но до сих пор играет на старой арене /Zuma / ТАСС

    Сроки реконструкции «Камп Ноу» вновь сорваны. «Барселона» готовилась вернуться на арену в августе 2025 г. выставочным Кубком Гампера, но не получила разрешения городских властей. К старту официального сезона стадион тоже оказался не готов. Издание As летом утверждало, что «Барселона» сыграет на родной арене не раньше января 2026 г., сейчас ориентир – конец октября–начало ноября 2025 г. В любом случае перестройка продлится минимум полгода после возвращения команды – часть трибун поначалу будут закрыты. Так что полностью обновленным болельщики увидят «Камп Ноу», похоже, только в следующем сезоне, если не позже. Пока же «Барса» вынуждена играть на менее удобной арене «Монтжуик» или даже на шеститысячном стадионе Йохана Кройфа, где обычно выступает женский состав.

    Затянувшиеся работы на «Камп Ноу» все больше напоминают историю главного долгостроя футбольной Испании. Стадион «Валенсии» возводят с 2007 г. – в ту эпоху клуб был на подъеме, выигрывал медали, успешно выступал в еврокубках и действительно нуждался в обновленной арене. Прошло 18 лет, и «Валенсия» по-прежнему играет на старой «Месталье». За это время клуб пережил уход лидеров, несколько кризисов, угрозу банкротства и перепродажу.

    Стадион-долгожитель

    В этом сезоне «Месталья» отметит 103 года. Это один из старейших стадионов Испании, он принимал чемпионат мира 1982 г. и матчи футбольного турнира Олимпиады 1992 г. Арену много раз реконструировали, в 1950-х гг. трибуны расширили до 60 000 зрителей. Сейчас они вмещают 50 000. Этого достаточно для клуба уровня «Валенсии» (12-е место в сезоне 2024/25), но у стадиона масса проблем. «Месталья» безнадежно устарела, болельщики жалуются на нехватку туалетов, неудобные точки продажи еды и напитков, плохой обзор с некоторых мест и т. д.

    Санитарное состояние стадиона также вызывает критику: секторы и внутренние помещения неудобно убирать. В некоторых местах копится мусор – в 2023 г. клуб даже попросил зрителей воздержаться от употребления семечек на трибунах. Шелуха привлекает крыс, что не нравится ни сотрудникам арены, ни фанатам, ни горожанам – стадион расположен в жилом квартале почти в самом центре Валенсии. С локацией связаны и другие проблемы – шум и бесконечные пробки во время матчей мешают жителям окрестных домов.

    Из-за старого стадиона клуб недополучает прибыль. На «Месталье» мало VIP-лож, а те, что есть, давно не соответствуют стандартам футбольного гостеприимства. По данным портала StadiumDB, «Валенсия» зарабатывает в дни матчей 36,4 млн евро в год (для сравнения: по данным Deloitte, аналогичная статья дохода «Реала» в сезоне 2023/24 – 248 млн евро), а клуб рассчитывает увеличить этот показатель до 81,8 млн евро. Правда, для этого нужно перебраться на «Ноу Месталью» (в переводе – «Новая Месталья»), а она до сих пор не готова.

    Решение о смене прописки «Валенсия» принимала в середине нулевых. Команда была на ходу: после застойных 1990-х наконец-то началась череда успехов. В 1999 г. «Валенсия» выиграла Кубок Испании, через год взяла бронзу чемпионата страны и вышла в финал Лиги чемпионов, а в 2002 г. выиграла Ла Лигу. Особенно удачным получился сезон 2003/04: еще одна победа в чемпионате и завоеванный Кубок УЕФА повысили «Валенсию» до топ-клуба. Главные достижения команды тех лет связаны с тренером Рафаэлем Бенитесом.

    В 2004 г. его переменил «Ливерпуль», что сказалось на результатах, хотя спад получился не таким резким. По инерции команда продолжала попадать в призы: в 2006 г. снова бронза, а в 2008 г. очередной кубок. «Валенсия» показывала привлекательный футбол – все благодаря лидерам клуба Хоакину и двум Давидам – Вилье и Сильве. Команда выглядела сбалансированной и гибкой, хотя ей не хватало глубины состава. При этом «Валенсия» вела себя на трансферном рынке очень активно: только за сезон 2007/08 потратив на новичков 72 млн евро (для сравнения: чемпион того розыгрыша «Реал» купил игроков на 118 млн евро).

    Архитектурные излишества

    Главным инвестором «Валенсии» нулевых был Хуан Баутиста Солер, крупный местный девелопер, купивший контрольный пакет акций в 2004 г. Он охотно включался в спортивные процессы, назначал тренеров, а главным проектом «Валенсии» видел строительство нового стадиона. Первые эскизы арены в периферийном районе Беникалап были представлены в ноябре 2006 г. «Ноу Месталья» на 75 000 зрителей оценивалась в 160–200 млн евро. Концепцию разрабатывало бюро Reid Fenwick Asociados, которое тогда специализировалась на офисной и коммерческой застройке, а сейчас в его портфолио много спортивных сооружений. Параллельно решалась судьба старого стадиона, принадлежавшего клубу. Солер планировал его снести, чтобы построить современное жилье. Доход с его продажи покрыл бы часть расходов на возведение новой арены.

    Земля для нового стадиона еще до презентации проекта была отведена городом под спортивные сооружения – эта формальность упрощала бюрократические процедуры, что могло ускорить строительство. По плану «Валенсия» должна была переехать на «Ноу Месталью» уже в сезоне 2009/10. Почти сразу стало ясно, что успеть невозможно. В феврале 2009 г. завершили бетонный каркас арены – и деньги закончились. Испанию и другие страны задел мировой финансовый кризис, сильно ударивший по бюджету «Валенсии» и всему бизнес-плану Солера. Стоимость земли и недвижимости резко упала, что делало будущую сделку по перепродаже нового жилого комплекса на месте старого стадиона или участка под ним невыгодной. При этом еще до кризиса клуб скопил большие долги – на старте сезона 2008/09 они увеличились до 700 млн евро.

    От покупки дорогостоящих новичков отказались, но и продавать лидеров сразу не решились. В 2008 г. Вилья стал лучшим бомбардиром Евро, и на него тут же нацелилась «Барселона». Футболиста тогда удержали, но ему и другим лидерам платили слишком много. Только ради зарплат клуб в 2009 г. взял дополнительный кредит в 50 млн евро. В итоге форварда продали за 40 млн евро летом 2010 г., когда ситуация стала совсем безнадежной. Тогда же Сильва ушел в «Манчестер Сити» за 29 млн евро.

    С момента заморозки стройки в феврале 2009 г. Солер искал партнеров, которые могли бы ее профинансировать. Лишь в 2011 г. он предварительно договорился со своим кредитором Bankia и девелопером Aedifica. Они создали консорциум Newcoval: банк получил бы контроль над землей старого стадиона в обмен на сокращение долга и гарантии по финансированию новой арены, а Aedifica взяла бы управление активами после завершения работ. Болельщикам пообещали достроить стадион всего за 22 месяца – он должен был принять первый матч в 2014 г. Но уже в 2012 г. начались новые проблемы – на этот раз у банка. Он набрал «плохих» кредитов, так что вмешалось государство. В итоге ключевой участник сделки вышел из Newcoval, а работы так и не возобновились.

    Чтобы разморозить стройку, «Валенсия» пошла по пути упрощения. Проектную вместимость сократили до 61 000, фасад избавили от архитектурных излишеств, геометрия крыши стала менее сложной. Это позволило снизить стоимость на несколько десятков миллионов евро, но не решило главную проблему – у «Валенсии» не было денег.

    Президент на удаленке

    В 2014 г. Солер продал клуб сингапурскому миллиардеру Питеру Лиму через его компанию Meriton. Без этой сделки «Валенсии» грозило бы банкротство. Контрольный пакет обошелся Лиму в 100 млн евро, заодно он договорился о реструктуризации кредита – одному только Bankia клуб задолжал 230 млн евро. Дополнительно новый владелец вложился в трансферы. К тому моменту команда уже несколько лет не брала титулов. Придать импульс должны были новички – Жуан Канселу, Родриго Морено, Альваро Негредо и другие купленные в сезоне 2015/16 футболисты. «Валенсия» потратила 143 млн евро, но полностью провалилась.

    В том розыгрыше команда стала 12-й, спустя год – тот же результат. Прорыв случился в 2019 г., когда главный тренер Марселино выиграл с клубом первый за 11 лет трофей – Кубок Испании. Но тут вмешался Лим. Владелец и по совместительству президент «Валенсии» часто блокировал важные для команды решения – например, по покупке игроков – без объяснения причин. При этом он редко встречался с подчиненными лично, работал фактически удаленно, что также создавало напряжение. Один из конфликтов привел к отставке Марселино – самого успешного тренера «Валенсии» за последние годы уволили через несколько месяцев после победы в кубке.

    Ситуация со стадионом не улучшилась. Лим обещал фанатам достроить его в 2019 г., т. е. к столетию клуба. Он привлек новых архитекторов, чтобы снова изменить проект, но дело не сдвинулось с мертвой точки – по-прежнему не хватало денег. К тому же возникали разные бюрократические препятствия – каждое изменение в проекте долго согласовывалось. Только в 2022 г., когда в Валенсии сменился мэр, документооборот ускорился. Тогда же клуб нашел новых инвесторов, в частности подключился американский банк Goldman Sachs. На достройку стадиона понадобилось 323 млн евро. 85 млн – это очередные кредиты, а остальное – финансирование через выпуск облигаций со сроком погашения 28 лет. Долги по-прежнему хотят вернуть за счет продажи земли под старой ареной – за последние годы ее ценность снова выросла.

    Наконец, в январе 2025 г. работы возобновились – впервые за 16 лет. За это время возведенные конструкции обветшали, поэтому строителям пришлось многое переделывать и укреплять. Власти дали на достройку 30 месяцев. Иначе «Валенсия» снова потеряет деньги. Перед возобновлением стройки клуб обязали внести залог в 12 млн евро. Если стройка не закончится в июле 2027 г., депозит сгорит.