Наедине с войной


Хочется надеяться, что в России вскоре начнется критический анализ причин, обстоятельств и последствий военного столкновения в Южной Осетии. Слишком много неожиданного произошло за несколько августовских дней.

В частности, на мой взгляд, Москве требуется радикально переосмыслить политику и стратегию в отношении СНГ и других организаций, созданных на постсоветской территории. Все страны региона, умыв руки, отвернулись от конфликта и оставили его на совести непосредственных участников. Выяснилось, что России – при всех заявлениях из Москвы о том, что именно СНГ является ее приоритетом, – по сути, не на кого рассчитывать. Москва осталась в СНГ одна со своими проблемами. Такое впечатление, что все страны региона молчаливо стоят на стороне Грузии, но кроме Украины и Прибалтики боятся об этом публично заявить, чтобы потом не столкнуться с политической и экономической местью Кремля. В значительной степени это прямой результат усилий Москвы доказать всем, прежде всего Западу, что Россия самодостаточная держава и не нуждается в союзниках, а способна вести внешнюю политику совершенно самостоятельно.

Сам факт, что кровавую бойню устроили между собой две страны – члены Содружества независимых государств красноречивее всего говорит о реальном качестве этого «содружества», о котором теперь, видимо, можно говорить лишь сугубо иронически. А также о способности СНГ к «разрешению споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость», как это записано в основополагающих документах организации. Поразительно, что ни одна страна на постсоветском пространстве публично не предложила России хотя бы моральную поддержку. Союзное государство также полностью проигнорировало военный конфликт, хотя погибающие там мирные жители были, согласно российско-белорусскому договору, его полноправными гражданами.

Многие в России выражают законное недовольство тем, как конфликт в Южной Осетии освещался в западных средствах массовой информации. Действительно, с одной стороны, там есть недруги России, которые не способны на объективность, когда речь заходит о Кремле. Но с другой стороны, надо признать, что информационную войну Россия проиграла. Поразительно, но никто из высших руководителей России так и не обратился напрямую к своему народу и миру с объяснением ее позиции. Президент Дмитрий Медведев конфиденциально поговорил с «обеспокоенным» Джорджем Бушем. Кто из них должен быть обеспокоен? Премьер-министр Владимир Путин не менее конфиденциально объяснил лидерам Китая политику России в конфликте, гораздо позже сделал несколько комментариев по этому поводу из Владикавказа. Но не было обращения к нации. Не было объяснения, за что именно погибли 15 миротворцев, посланных туда официальной Москвой, почему сотнями гибнут их соотечественники в Южной Осетии, а российская армия открыто бомбит территорию соседнего государства. Дума и Совет Федерации даже не собрались на дискуссию, хотя нет более важной темы для обсуждения в любом парламенте мира, чем гибель тысяч мирных сограждан и военные действия собственного правительства на территории соседнего государства. Россияне так и не увидели реакции на войну ни Общественной палаты, ни других структурных элементов гражданского общества.

В первые, самые критические для создания информационного фундамента часы конфликта никто из российских официальных лиц не разъяснил западным журналистам, которые, естественно, не являются экспертами по Кавказу, что, по мнению Москвы, происходит в Южной Осетии. Некоторые из них жаловались, что российские политики вообще отказывались говорить, отключали телефоны, ссылаясь на выходные или отпуск.

Российский представитель в Вашингтоне не смог ничего сказать вызвавшему его чиновнику госдепа США, а обычно говорливый представитель в НАТО молчал трое суток. Ожидать в таких условиях объективного освещения конфликта в международных СМИ по крайней мере наивно. Конечно, они цитируют Саакашвили, который не сходит с экранов телевидения, где выглядит для своих граждан как лидер, восстанавливающий порядок в стране и ее территориальную целостность, а на Западе – уже как президент государства, подвергшегося агрессии России. Позицию Москвы в мире никто не объясняет и не защищает. Почти никаких новостных поводов для мировых СМИ, кроме бомбардировок и обстрелов, Россия так и не создала. Планируемые обращения в международные суды, которые она так часто оскорбляла, не помогут ей в этом вопросе. Мир сегодня на стороне Грузии, которая, в свою очередь, теперь убедительно меняет на Западе свой имидж страны, выступающей за конституционный порядок, на имидж жертвы агрессии.

Отсутствие понимания в России важности информационного обеспечения своей политики, проигрыш в международном информационном пространстве неизбежно приведет к тому, что суть и причины этого конфликта так и не будут до конца поняты на Западе, да и в мире в целом. Это неизбежно повлечет очередное ухудшение международного имиджа России, которую президент Медведев совсем недавно призвал сделать привлекательной страной..