Статью о мошенничестве могут ужесточить

Смягчение наказания для бизнесменов мешает расследовать хищения из бюджета, а мораторий на аресты надо частично снять, решили в Госдуме
Правоохранителям и депутатам не понравилась либерализация уголовного законодательства/ Ю.Тутов/ PhotoXPress

Вчера комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции провел круглый стол о мошенничестве в сфере предпринимательской деятельности. Обсуждались уже вступившие в силу в ноябре поправки, предложенные Верховным судом, которые разбили статью 159 Уголовного кодекса (хищение путем мошенничества) на шесть составов и значительно смягчили наказания для предпринимателей. Их нарушения описывает теперь статья 159.4, предусматривающая срок до пяти лет.

Представители МВД, Следственного комитета, Генпрокуратуры, администрации президента, ученые дружно критиковали поправки и предлагали либо изменить, либо вовсе отменить новации. Не нравится силовикам и мораторий на аресты предпринимателей.

Член комитета по безопасности единоросс Илья Костунов объяснил, что хищения бюджетных средств при госзакупках квалифицируются по статье 159.4 УК, поскольку большинство таких преступлений совершают предприниматели в сговоре с чиновниками. Санкция этой статьи гораздо мягче, а срок давности – два года за хищения до 1,5 млн руб. Закон, кроме того, имеет обратную силу, и привлечь к ответственности за преступления, совершенные до декабря 2011 г., стало невозможно, а под действие статьи подпадают не только предприниматели, но и чиновники. Происходит «ползучая амнистия», возмущался Костунов.

В 2012 г. преступлений по статье «мошенничество» стало больше на 10%, а уровень преступности снизился, жаловался замначальника Следственного департамента МВД Сергей Манахов: «Обвиняемые внаглую мешают следствию: один взял уже четвертый больничный, другие скрылись и ждут, когда истечет срок давности».

Надо отделить чиновников, ворующих из бюджета, от бизнесменов, настаивал старший инспектор Главного организационно-инспекторского управления СКР Георгий Смирнов. Государство создало льготные условия для воров-чиновников, сетовал завкафедрой основ уголовного права МГУ Владимир Комиссаров. Мошенничество вообще не должно быть преступлением в сфере предпринимательства, мошенник – не предприниматель, объяснял завкафедрой юридического факультета Академии народного хозяйства Александр Романов.

Проблема статьи 159.4 обсуждалась на заседании межведомственной комиссии по либерализации законодательства, сообщил сотрудник управления по госслужбе и кадрам администрации президента Виталий Белинский, в прошлом начальник центра обеспечения оперативно-служебной деятельности департамента экономической безопасности МВД. По его словам, так или иначе она будет решена: либо исправят действующую статью 159.4, либо добавят еще один состав к шести уже имеющимся.

Костунов сообщил «Ведомостям», что подготовил и еще в феврале направил в правительство поправку в УК: исключить из статьи 159.4 преступления, совершенные с использованием бюджетных средств. Кроме того, по словам человека в аппарате комитета по безопасности, готовится поправка в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса, наложившая мораторий на аресты бизнесменов: на тех, кто заподозрен в мошенничестве с бюджетными деньгами, мораторий не должен распространяться. Нет цели арестовывать предпринимателей, но правоохранители должны иметь такую возможность и в отношении чиновников, расхищающих бюджет, и в отношении их помощников из бизнеса, чтобы предотвратить уничтожение улик.

Отзыва из правительства пока нет. В правительстве есть свои варианты поправок, утверждает человек, близкий к руководству фракции единороссов.

Премьер-министру Дмитрию Медведеву об этих поправках не известно, но различной ответственности за преступления в отношении разных видов собственности быть не должно – такова позиция премьера, говорит его пресс-секретарь Наталья Тимакова.

Федеральный чиновник сказал, что такие предложения лоббируют силовики, не случайно их публично поддержал представитель силового блока Кремля, а позиция представителей государственно-правового управления администрации в публичную плоскость не выходила.

По словам сотрудника центрального аппарата МВД, проблема ухода чиновников от наказания при хищениях бюджетных средств по госконтрактам после введения статьи 159.4 действительно появилась, однако ее масштабы пока сложно оценить: бизнесмены – контрагенты госструктур отказываются давать показания на сообщников среди чиновников из-за легкого наказания по этой статье.

По мнению адвоката Владимира Жеребенкова, предложение сделать хищение по госконтрактам тяжким преступлением проистекает из желания МВД добиваться признаний запугиванием и стремления улучшить ведомственную статистику: раскрытие тяжких преступлений оценивается начальством выше. А чтобы чиновники не ушли от ответственности, их надо ловить на взятке, каковой и является получение отката, уверен он: она карается большими штрафами и 12 годами.

Доказать взятку по нынешнему кодексу иначе как при передаче меченых наличных денег практически невозможно, возражает сотрудник центрального аппарата МВД, а это реально, только если предприниматель, «пиливший» госконтракт с чиновником, согласится сотрудничать со следствием.

Без практики применения новой статьи, даже на стадии следствия, непонятно, на чем правоприменители основывают свои выводы, удивлена председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева: если речь идет о том, что свидетелей стало нечем запугивать, то это свидетельство бессилия правоохранительных органов. «Когда тяжесть наказания – основной аргумент, это полный тупик», – уверена она.