Новая «Волга» может появиться к середине 2024 года

Российскому авторынку нужен автомобиль на замену Toyota Camry
Евгений Разумный / Ведомости

Нижегородский автомобильный кластер (представлен группой ГАЗ и ее поставщиками) в ближайшее время завершит работу по поиску технологического партнера для возрождения бренда «Волга». Об этом в интервью «РИА Новости» 25 декабря рассказал вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По словам чиновника, первый собранный автомобиль должен появиться к середине 2024 г. «На начальном этапе – с технологическим партнером и постепенной последующей локализацией», – пояснил он. Представитель группы ГАЗ от комментариев отказался.

Легендарная «Волга» в нескольких поколениях выпускалась на ГАЗе больше полувека – с 1956 г. Исходно это наименование получил среднеразмерный седан ГАЗ-М-20, который продержался на конвейере почти 15 лет. На замену ему в 1968 г. пришел автомобиль ГАЗ-24, который выпускался до 1986 г.

Кузов модели ГАЗ-24 послужил основой для создания более современных машин «Волга» в 1990-е гг. Это модель 3102, широко использовавшаяся в госструктурах, и 31029. Последней российской «Волгой» стал автомобиль с индексом 3110, который представлял собой рестайлинг модели 31029.

Во второй половине 2000-х гг. ГАЗ попытался воскресить «Волгу» при помощи зарубежного партнера. Американская компания Chrysler предоставила для этого седан Sebring (он же Dodge Stratus) для косметических изменений в Нижнем Новгороде. Модель, выпускавшаяся с двигателем 2,4 л и автоматической коробкой передач, получила название Volga Siber. Ее собирали два года, производство было прекращено в 2010 г. в связи с убыточностью проекта. Всего было выпущено около 9000 таких машин.

У группы ГАЗ есть китайский партнер по развитию сегмента коммерческой техники – компания Foton. Она является грузовым подразделением одного из старейших автоконцернов Китая – BAIC. Foton сотрудничает с группой ГАЗ по проекту среднетоннажного фургона «Валдай Next». В частности, на коммерческий автомобиль устанавливается кабина от китайского фургона Foton Ollin CTS.

Foton сейчас действительно самый близкий партнер ГАЗа среди китайских автоконцернов, отмечает источник «Ведомостей» среди консультантов автомобильных компаний из КНР в России. По его словам, у Foton есть разработки по легковым седанам. Группа ГАЗ находится под санкциями и вряд ли кто-то из крупнейших китайских автопроизводителей сейчас рискнет с ней сотрудничать, считает другой источник, работающий с автоконцернами из КНР.

ГАЗ подпал под санкции минфина США еще в 2018 г. по причине принадлежности бизнесмену Олегу Дерипаске (также под санкциями). На протяжении четырех лет Управление минфина по контролю за зарубежными активами выдавало компании лицензии, которые отодвигали срок вступления санкций в силу. Это позволяло Volkswagen продолжать сборку машин в Нижнем Новгороде. Последняя лицензия минфина США истекла 25 мая 2022 г. и не была продлена. Тогда это стало причиной прекращения контрактной сборки Volkswagen и Skoda в Нижнем Новгороде.

Такая машина (новая «Волга». – «Ведомости») нужна рынку на замену Toyota Camry, Nissan Teana и Ford Mondeo, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, ничего плохого в том, что она будет создана с технологическим партнером, нет. Создавать новую платформу очень дорого и нецелесообразно с коммерческой точки зрения, пояснил он. «У ГАЗа хорошие отношения с поставщиками, и у новой «Волги» есть шанс на локализацию. Особенно если она будет стоить в районе 3,5 млн руб.», – полагает эксперт.