Статья опубликована в № 3826 от 07.05.2015 под заголовком: РЖД не хватило евро на покупку «Ласточек»

РЖД сокращает покупки «Ласточек»

Из-за девальвации рубля в этом году РЖД сократит закупки «Ласточек» на 23%. Остальные поезда монополия докупит позже
РЖД в этом году планирует сократить закупки поездов «Ласточка» на 23%
М.Стулов / Ведомости

РЖД в этом году планирует сократить закупки поездов «Ласточка» на 23% до 23 поездов у «Уральских локомотивов» (СП «Синары» и Siemens), сообщил «Ведомостям» представитель компании. Об этом же пишет «РИА Новости». Ранее монополия планировала закупить 30 поездов (в каждом поезде – по пять вагонов). Причина – девальвация рубля (контракт на поставку «Ласточек» – в евро), пояснил представитель РЖД. При этом монополия не отказывается от закупки остальных поездов – они будут куплены позже, говорит собеседник «Ведомостей». Представители «Синары» и Siemens на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Сколько РЖД рассчитывала потратить на закупку «Ласточек» в этом году – не понятно. В инвестпрограмме монополии отражены общие затраты на покупку «Сапсанов» и «Ласточек» – 57,1 млрд руб. В 2011 г. РЖД подписала с немецким Siemens контракт на поставку 1200 вагонов «Ласточек» (240 поездов) за 2,1 млрд евро. В этом году РЖД планировала закупить 150 вагонов «Ласточек», таким образом, затраты монополии могли достичь 262,5 млн евро (15 млрд руб. по курсу ЦБ на конец 6 мая).

Цена «Ласточки»

8,7 млн евро – столько по контракту между РЖД и Siemens стоит один поезд «Ласточка», в составе которого пять вагонов

Поезд «Ласточка» построен на платформе Desiro немецкого концерна Siemens. Электропоезда могут развивать скорость до 160 км/ч и работать при температурах от +40 до -40. Владелец «Синары» Дмитрий Пумпянский говорил, что его компания и Siemens вложили в производство «Ласточек» на площадке «Синары» в Верхней Пыжме 10 млрд руб. Производство «Ласточек» там началось в 2013 г. Сейчас в парке РЖД 54 «Ласточки». К 2020 г. монополия рассчитывала увеличить их число до 294. Поставка поездов по этому контракту должна была начаться весной.

РЖД также рассчитывает снизить стоимость технического обслуживания уже поставленных «Ласточек»: с 3 евро за вагоно-километр до 0,8 евро. Обслуживание 54 поездов в течение 40 лет обойдется РЖД в 500 млн евро. Чтобы удешевить действующий контракт, монополия ведет переговоры с Siemens о возможном расчете за сервис – как в евро, так и в рублях, говорил в марте вице-президент РЖД Михаил Акулов (его слова приводит «Интерфакс»). Новые условия техобслуживания и договор на обслуживание дополнительных поездов могут быть заключены до конца мая, уточняет представитель РЖД.

«Ласточки» РЖД закупила для перевозки пассажиров во время Олимпиады в Сочи в 2014 г. Сейчас эти поезда используются для пригородных пассажирских перевозок. Пока «Уральские локомотивы» продают «Ласточек» только РЖД. Но у поездов могут появиться и другие покупатели – администрация Свердловской области рассматривает возможность купить или арендовать четыре «Ласточки». Рассматривается три варианта: прямая покупка, которая обойдется области в 300 млн руб., покупка поездов в лизинг Свердловской пригородной пассажирской компанией (50% – у РЖД, 49% – у правительства Свердловской области) – 700 млн руб. и их аренда у РЖД – 390 млн руб., сообщал ранее «Интерфакс» со ссылкой на представителя областной администрации.