ПГК поменяет вагоны на деньги

Компания подписала со «Сбербанк-лизингом» договор возвратного лизинга на 15 млрд рублей
ПГК меняет вагоны на деньги/ А. Махонин/ Ведомости

ПГК с начала года активно привлекает средства на рынке. В марте оператор подписал соглашение возвратного лизинга с «РБ лизингом» («дочка» Росбанка) на сумму 5,9 млрд руб. (3000 вагонов), Альфа-банк в начале года открыл ПГК кредитную линию на сумму до 10 млрд руб., говорится в бухгалтерской отчетности железнодорожного оператора. Кроме того, на конец 2014 г. у ПГК был ряд открытых и неиспользованных кредитных линий на общую сумму 16 млрд руб.

Первая грузовая компания (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину) и «Сбербанк-лизинг» заключили договор возвратного лизинга на 7700 вагонов на сумму около 15 млрд руб., рассказали «Ведомостям» два источника, близкие к компаниям, и подтвердил представитель «Сбербанк-лизинга». На что пойдут деньги, а также условия сделки собеседники «Ведомостей» не раскрывают. Представитель ПГК от комментариев отказался.

Деньги ПГК могут понадобиться как на оптимизацию кредитного портфеля, так и на возможные сделки по покупке операторов или вагонов – финансовое положение ПГК и всех операторов сейчас тяжелое, предполагает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Ставки аренды вагонов третий год подряд держатся на минимальных уровнях – 350–400 руб. за вагон в сутки, отмечает он. Возвратный лизинг сейчас единственный доступный для железнодорожных операторов инструмент привлечения денег, полагает Бурмистров. Деньги по договору возвратного лизинга компании проще получить, чем по кредитному соглашению, хотя лизинговые ставки, как правило, выше кредитных, отмечает эксперт.

Долг ПГК

117 млрд руб. Столько в 2011 и 2012 гг. структура Владимира Лисина занимала у Сбербанка и «ВТБ капитала» на покупку 100% ПГК

Выручка ПГК по итогам 2014 г. по РСБУ снизилась на 11% до 92 млрд руб., чистая прибыль – в 2 раза до 6,2 млрд руб. Объем перевозок ПГК снизился почти на 6% до 229,4 млн т. Главный конкурент ПГК – Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД) вообще стала по итогам 2014 г. убыточной: ее убыток по РСБУ составил 3,6 млрд руб. (выручка снизилась на 5,8% до 49,8 млрд руб.).

Общий долг ПГК на конец 2014 г. – 89,4 млрд руб. (38,2 млрд руб. – долгосрочная задолженность, 51,2 млрд руб. – краткосрочная), говорится в отчете компании по РСБУ. Основная часть задолженности ПГК – кредит, который брала материнская компания на покупку ПГК в 2011 г. у Сбербанка и ВТБ (117 млрд руб.). В этом году выплаты по долгам ПГК составят 16,5 млрд руб., в следующем они вырастут в 2 раза до 40,8 млрд руб. (см. график).

Еще один инструмент привлечения средств – рублевые облигации. ПГК их может разместить в течение нескольких месяцев, говорил в начале июня гендиректор оператора Олег Букин. ПГК в ближайшее время планирует зарегистрировать облигационную программу на 40 млрд руб. (она была зарегистрирована еще в 2013 г., но из-за смены юридического лица понадобилась перерегистрация), говорил Букин. Он отмечал, что средства от размещения облигаций будут направлены на оптимизацию кредитного портфеля, а не на обслуживание долга.

В подготовке статьи участвовал Виталий Петлевой