«ВИМ-авиа» получит от государства 500 млн рублей

Но это все равно не поможет компании удержаться на плаву
Самолеты «ВИМ-авиа» не выпускаются из-за долгов во Франции, Бельгии, Турции, заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько / Юрий Смитюк/ ТАСС

«ВИМ-авиа» получает поддержку и ожидает в ближайшем будущем серьезных поступлений из федерального бюджета, рассказал человек, близкий к руководству авиакомпании. Только в среду авиа- компания получила 55 млн руб. субсидий от Росавиации за перевозку пассажиров на Дальний Восток – в этот же день 60 млн руб. были направлены на погашение долгов по зарплатам, говорит собеседник «Ведомостей». В конце октября могут быть получены субсидии за перевозку в сентябре, хотя сумма будет меньше, добавляет он.

«С авиакомпанией заключен договор на субсидированные перевозки на 254 млн руб., за фактически выполненные полеты уже выплачено 215 млн руб.», – подтверждает представитель Росавиации.

Еще почти 500 млн руб. «ВИМ-авиа» должна получить в качестве возврата НДС за III квартал, говорит человек, близкий к руководству авиакомпании. Как раз на покрытие этого кассового разрыва авиакомпании и нужен был кредит – с июня велись переговоры о 300 млн руб. с банком «Зенит» и 200 млн руб. с «Абсолют банком». Но те отказали, начались проблемы в «Домодедово» и все расписание стало рушиться эффектом домино, продолжает собеседник. Представитель «ВИМ-авиа» подтвердил верность этих данных.

«Домодедово» в пятницу, 22 сентября, отказалось обслуживать в долг «ВИМ-авиа», так как та уже была должна 570 млн руб. Компания стала задерживать десятки рейсов. Во вторник ее самолеты перебазировались в аэропорт «Внуково». Оттуда будут совершаться полеты, пока не будут перевезены все купившие билеты пассажиры, объявили аэропорт и Росавиация.

Представитель «Абсолют банка» говорит, что переговоров с «ВИМ-авиа» не велось. Представитель «Зенита» на запрос «Ведомостей» не ответил. Банк принадлежит «Татнефти», гарантия которой в субботу в адрес «Домодедово» об оплате топлива для «ВИМ-авиа» позволила авиакомпании летать еще 23–25 сентября. Менеджеры двух банков утверждают, что переговоры с «Зенитом» велись и что перевозчик обращался в большое количество банков. Один из собеседников утверждает, что «ВИМ-авиа» уже должна «Зениту» около 3 млрд руб. На конец 2016 г. «ВИМ-авиа» была должна банкам 6,15 млрд руб., свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакса».

Кроме того, в Транспортной клиринговой палате зарезервировано 90 млн руб. от продажи билетов агентами – они будут направлены пассажирам, которые захотят вернуть билеты, продолжает собеседник в «ВИМ-авиа». Об этом также сообщал «Коммерсантъ».

Для перевозки всех пассажиров с билетами необходимо около 800 млн руб. – в основном они нужны на керосин, авиакомпания как раз обращалась в правительство за госгарантиями на 800–840 млн руб., продолжает собеседник. Это можно было бы сделать силами 5–6 самолетов «ВИМ-авиа», которые не выпускают аэропорты в основном из-за относительно небольших долгов (несколько сотен тысяч рублей в Сочи, $3 млн в Анталье – там стоят три судна) – у других авиакомпаний нет достаточного количества свободных бортов, говорит он.

СКР позаботится о пассажирах

Следствие по делу о хищении денег авиакомпании «ВИМ-авиа» намерено установить всех пострадавших и принять меры к возмещению причиненного им ущерба, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителя ведомства Светлану Петренко. Она добавила, что по поручению председателя СКР Александра Бастрыкина уголовное дело передано для обеспечения оперативности и полноты расследования в Главное управление по расследованию особо важных дел СКР.

Министр транспорта Максим Соколов заявил во вторник, что поддерживать «ВИМ-авиа» государству нет смысла, что компания почти умерла.

Вчера же, 27 сентября, руководитель Росавиации Александр Нерадько заявил, что владелец «ВИМ-авиа» Рашид Нурсекаев не пришел на совещание и, возможно, покинул страну. СКР возбудил уголовное дело по факту мошенничества, совершенного руководством авиакомпании – неустановленные лица, по версии следствия, продали билетов на 1 млн руб., зная, что авиакомпания не сможет этих людей перевезти.

Мобильный телефон Мурсекаева, по которому вчера пытались дозвониться «Ведомости», был выключен. Представитель «ВИМ-авиа» его перемещения не комментирует.

Вряд ли компанию можно спасти – ее самолеты задержаны в аэропортах за долги в России и за границей, во «Внуково» перелетели только четыре борта из имевшихся 29, знает топ-менеджер крупного аэропорта. Во вторник – среду «ВИМ-авиа» выполнила всего около 10 рейсов, говорит человек, близкий к компании.