Более половины мирового парка Boeing 737 Max прекратили полеты

К запрету на полеты лайнера присоединилась Европа. Российская S7 также остановила эксплуатацию самолета
Европейский запрет нанесет мощнейший удар по парку Мax/ Elaine Thompson / AP

Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) запретило над территории ЕС  полеты самолетов Boeing 737 Мax. Во вторник, 12 марта, полеты этой модели в своем воздушном пространстве уже запретили Великобритания, Сингапур, Австралия и Малайзия. Китай, Индонезия и Вьетнам запретили своим авиакомпаниям летать на 737 Мax днем ранее – 11 марта. Добровольно прекратили полеты на лайнерах эфиопская Ethiopian Airlines, бразильская Gol, мексиканская Aeromexico, аргентинская Aerolineas Argentina, кайманская Cayman Airways, южно-африканская Comair и монгольская Mongolian Airlines, перечисляет издание FlightGlobal.

Boeing 737 Max – четвертое поколение 737-й серии, эксплуатируется с октября 2017 г. На конец февраля 2019 г. Boeing имел невыполненные заказы на 4636 лайнеров 737 Max. Мax 8 был первой и самой продаваемой (около 90%) моделью в серии. Есть еще Мax 7, 9 и 10. Они отличаются от Мax 8 вместимостью и дальностью полета.

По данным Федеральной авиационной администрации США (FAA), на 11 марта 59 авиакомпаний в мире эксплуатировали 389 самолетов семейства Boeing 737 Мax, в том числе 74 – в Америке. Даже до европейского и британского запретов прекратили полеты 140 самолетов этой модели – больше трети всего мирового парка, подсчитало FlightGlobal.

Европейский запрет нанес мощнейший удар по парку Мax. Сейчас восемь европейских авиакомпаний эксплуатируют 62 таких самолета. Все они, как члены EASA, вынуждены прекратить полеты. Вчера же запрет на полеты над своей территорией ввела Турция. У Turkish Airlines 15 Мax. Таким образом, количество нелетающих Мax 8 превысило 200 шт., или более половины мирового парка.

Такова реакция регуляторов и авиакомпаний на второе за короткое время крушение новейшего среднемагистрального самолета Boeing 737 Мax 8. 29 октября 2018 г. разбился самолет индонезийской Lion Air, погибло 189 человек, 10 марта – лайнер Ethiopian Airlines, 157 погибших. Оба лайнера рухнули при схожих обстоятельствах – через несколько минут после взлета. В случае с Lion Air некорректно работал датчик угла атаки, ошибочно показывая, что нос самолета опасно задран вверх, в результате автоматическая система предотвращения сваливания (на предыдущих моделях Boeing 737 ее не было) самостоятельно направила самолета вниз, и тот врезался в море. Расследование эфиопской катастрофы только началось.

Административные запреты и добровольные отказы от полетов на Мax 8 следуют, несмотря на то что FAA 11 марта подтвердила летную годность самолета и его безопасность.

Росавиация запрет на полеты Мax 8 не вводила. У единственного российского эксплуатанта этого лайнера – S7 в парке всего два Boeing 737 Мax 8. Оба самолета базируются в Новосибирске. S7 вслед за европейскими властями объявила о приостановлении полетов этого типа до выяснения причин авиакатастрофы в Эфиопии.

Всего S7 заказала 11 таких судов, еще 75 заказали Utair (28), «Победа» (20), «Уральские авиалинии» (14) и «Нордстар» (3), они ожидают начала поставок в этом году. Они не заявляли о намерении отказаться от заказов.

Boeing заявил, что полностью уверен в безопасной эксплуатации Мax 8. «Авиационные регуляторы и авиакомпании принимают решения, которые считают наиболее подходящими для своих рынков, – говорится в сообщении американского концерна. – Мы продолжим взаимодействовать с ними и обеспечим их всей информацией, необходимой им для уверенной эксплуатации самолетов».

Самолетов семейства Boeing 737 Max поставлено еще не много на фоне мирового среднемагистрального парка, говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но их остановка может доставить проблемы отдельным авиакомпаниям, во флоте которых они занимают существенную часть, в Европе – прежде всего Norwegian. У компании 18 судов. Проблема еще в том, что многие перевозчики брали Max с учетом его увеличенной по сравнению с предыдущим поколением дальности, можно либо заменить его на некоторых маршрутах дальнемагистральными судами, либо летать среднемагистральными с неполной коммерческой загрузкой, говорит Пантелеев.

«Перспективы предъявления авиакомпаниями своих издержек производителю будут во многом зависеть от результатов расследования», – указывает ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Федор Борисов.

Представитель EASA на запрос «Ведомостей» не ответил.