Ozon взял в партнеры микрокредиторов

Российский ритейлер запустил с партнерами кредитование для поставщиков
Сейчас у Ozon 14 000 поставщиков /Андрей Гордеев / Ведомости

Российский онлайн-ритейлер Ozon запустил b2b-кредитование (от англ. business to business) с партнерами – микрокредитными компаниями (МКК). Об этом говорится в сообщении ритейлера, поступившем в «Ведомости». Сейчас поставщики могут взять кредит в SimpleFinance (крупный инвестор – японский инвестиционный фонд SBI Group) и «Папа финанс» (принадлежит «Мигкредиту» сына Александра Мамута – Николая). Список кредиторов будет со временем расширяться.

Партнеры Ozon готовы выдавать займы поставщикам на сумму от 500 000 руб. до 20 млн руб. по ставке от 12,9 до 19,9% годовых. Крупные суммы можно будет получить под залог товара в обороте на площадке маркетплейса Ozon. Конкретные условия зависят от срока и суммы выдачи займа, а также от того, хранятся ли товары поставщика на складе Ozon или на собственных складах компаний. Кредит можно получить и без залога, но тогда суммы и сроки кредитования будут меньше.

Сейчас у Ozon 14 000 поставщиков (по информации компании), их данными ритейлер с разрешения поставщиков делится с партнерами-кредиторами, которые используют свой скоринг для оценки заемщика. По данным Data Insight, в 2019 г. Ozon занял 3-е место по объемам продаж (80,6 млрд руб.) среди российских онлайн-магазинов после Wildberries и Citilink, по данным Data Insight.

В конце 2018 г. онлайн-магазин запустил площадку Ozon.Invest для p2b-кредитования (от англ peer to business, физические лица кредитуют компании). Займами уже воспользовалось более 200 компаний, за год работы платформы они привлекли более 300 млн руб., говорит вице-президент Ozon по цифровым финансовым сервисам Ваэ Овасапян. По его словам, после получения займа оборот продавца на Ozon, как правило, растет на 30–40%.

80,6 млрд руб.

достиг объем продаж Ozon в 2019 г. Это третье место среди российских онлайн-магазинов после Wildberries и Citilink, по данным Data Insight

Сервис b2b-кредитования Ozon начал тестировать в мае и сейчас поставщики обеспечивают около 50% оборота Ozon, отмечает Овасапян. Ранее Ozon.Invest выдавала в среднем около 20 займов в месяц, а за счет партнерства с микрокредитными организациями это количество должно вырасти как минимум вдвое.

«Мы нацелены на выдачи займов объемом более 10 млрд руб. в ближайший год, – говорит генеральный директор SimpleFinance Алексей Басенко. – Примерно такие же объемы выдачи займов мы ожидаем и в случае заключения договора с другим онлайн-ритейлером – Wildberries, с которым сейчас ведем переговоры».

Гендиректор «Мигкредита» Олег Гришин считает Ozon стратегически важным партнером. Он тоже планирует масштабировать опыт финансовой поддержки поставщиков Ozon на другие маркетплейсы. Сейчас МКК ведет переговоры о запуске b2b-кредитования с Wildberries и «Беру».

У маркетплейса «Беру» на сегодняшний день нет b2b-кредитования, а Wildberries запустила его в марте нынешнего года, сообщил представитель компании. Воспользоваться услугой могут поставщики через свой личный кабинет. Заем можно получить у партнера проекта – банка «Открытие», и в Фонде развития моногородов. Экспресс-кредитование поставщиков под залог товара в обороте Wildberries в «Открытии» осуществляется на сумму до 10 млн руб. С марта в «Открытии» получили около 1000 заявок на сумму 1 млрд руб., сообщил «Ведомостям» представитель банка.

Предложение Ozon.Invest в отличие от программы Wildberries доступно всем, все процессы от подачи и рассмотрения заявки до получения средств происходят онлайн.

Зарубежные интернет-ритейлеры уже давно практикуют b2b-кредитование, но в России эта услуга пока не распространена. Так, например, у Alibaba Group есть похожая модель поддержки малого и среднего бизнеса в Китае для продавцов маркетплейса Taobao и других площадок группы. Однако в нашей стране подобной услуги у компании нет, говорит представитель Cainiao Network (принадлежит Alibaba Group) в России Антон Пантелеев. Сейчас ритейлер предлагает своим поставщикам, работающим на базе российского AliExpress, только субсидирование логистических затрат.

Помимо Ozon и Wildberries и другие ритейлеры намерены открыть поставщикам доступ к кредитованию. Эта услуга может вскоре появиться на площадке Goods.ru, входящей в группу «М.видео-Эльдорадо», сообщили «Ведомостям» в компании. «Мы видим интерес со стороны партнеров-поставщиков и сейчас разрабатываем проект b2b-кредитования», – сказала пресс-секретарь Goods.ru Анастасия Баньковская.

Банки закрутили гайки в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса, для них ссуды без залога или обеспеченные товарами в обороте являются рискованными, поэтому такие предложения являются выгодными как для Ozon, так и для поставщиков, считает директор отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Иван Уклеин. Крупные онлайн-платформы используют подобные программы для поддержания продаж, отмечает он, а сами поставщики выиграют от повышения доступности финансовых ресурсов. «Далеко не у всех кредиторов есть нужные компетенции для скоринга в сегментах МСБ, а более высокие значения предельной ПСК (полная стоимость кредита. – «Ведомости») в сегменте МФО по сравнению с банками позволят покрыть и более рискованные ниши. При этом за счет внутренней базы данных Ozon по своим контрагентам многим поставщикам с хорошей финансовой дисциплиной может быть предложена ставка ниже средней по рынку», – считает эксперт.