Bank of America повысил прогноз роста ВВП России благодаря контракту с Китаем

По оценкам аналитиков банка, в 2015 г. российская экономика вырастет на 2,1% вместо прогнозируемых ранее 1,5%
Сергей Портер/ Ведомости

Bank of America Merril Lynch повысил прогноз роста российской экономики на 2015 г. с 1,5 до 2,1%, говорится в опубликованном сегодня отчете банка по России под названием "Хватит понижений". Причина повышения - газовая сделка с Китаем, пишут аналитики Bank of America.

«Газпром» и CNPC на прошлой неделе подписали 30-летний контракт общей стоимостью $400 млрд о поставке в Китай 38 млрд кубометров газа ежегодно, поставки должны начаться не ранее чем через четыре года. Под этот контракт предстоит построить трубопровод «Сила Сибири» и газотранспортную систему на территории Китая.

В этом году контракт вряд ли даст эффект, считает Bank of America: прогноз банка по темпам роста ВВП на 2014 г. остается прежним - 0,9%. Минэкономразвития в этом году ожидает роста лишь на 0,5%, прогноз на 2015 г. - 2%.

Зато с 2015 г. уже начнется рост инвестиций, прогнозирует Bank of America: будущие подрядчики будут вынуждены нарастить вложения, чтобы подготовиться к участию в строительстве. Инвестиции вырастут на $5-6 млрд в год. Таким образом, темпы роста инвестиций в основной капитал в следующем году достигнут 4,3% против предыдущего прогноза Bank of America Merril Lynch в 0,4% (прогноз Минэкономразвития на 2015 г. - рост инвестиций на 2,4%). Ускорение инвестиций даст импульс и ВВП, а китайский аванс на $25 млрд, который предварительно согласовали "Газпром" и CNPC, поможет рублю укрепиться, считают аналитики.

Еще один положительный фактор - расходы на Крым, считает Bank of America: предварительно они оценивались в 900 млрд руб. в год, а это позволит заместить расходы на подготовку к Олимпиаде в Сочи, которые поддерживали экономический рост в предыдущие годы. Точных оценок расходов на Крым еще нет - федеральная целевая программа еще не утверждена. Минрегион оценивал расходы в 700 млрд руб. в оптимистичном варианте, но министр по делам Крыма Олег Савельев не исключал, что затраты будут ниже.

"Эффект и от Крыма, и от Китая может быть большим, но вопрос - когда он проявится? Скорее всего, он будет растянут на несколько лет и такой сильной прибавки к росту ВВП в один год не даст", - считает руководитель центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. Прогноз Сбербанка на 2015 г. по росту ВВП: по базовому сценарию - 1%, по оптимистичному - 1,5%. Пока основания для пересмотра прогноза нет, говорит Цепляева.

Эффект от Китая самый значительный: общая сумма инвестиций оценивается в $75 млрд, в целом все инвестиции за прошлый год - около $400 млрд, то есть, если брать всю сумму целиком, это может добавить 2 п. п. к приросту инвестиций в ВВП в год, оценивает Цепляева. Другое дело, что инвестиции будут осуществляться не в один год, сильного эффекта в 2015 г. ждать не стоит, подчеркивает экономист.

Эффект от сделки сложно оценить, точно не зная всех ее условий, добавляет Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ: например, пока непонятно, будут ли поставлять трубы российские или китайские компании и из какой стали они будут сделаны. К тому же непонятно, как будут распределены инвестиции во времени, продолжает он: эффект может ограничиться одним годом.

Эффект от Крыма - еще более туманный: доля крымского ВВП - всего 0,2% от российского, можно ждать минимального позитивного эффекта от прибавления региона, но ожидать также эффекта от прироста инвестиций - слишком оптимистично, считает Цепляева: пока непонятно, есть ли на инвестиции ресурсы. Министр экономразвития Алексей Улюкаев говорил, что на удивление увидел большой интерес к Крыму со стороны иностранных инвесторов, РФПИ - фонд, который приводит иностранных инвесторов в Россию, - заявлял, что пока проектами Крыма никто из соинвесторов не заинтересовался.

Положительный эффект от контракта с Китаем может быть компенсирован ухудшением ситуации в экономике в целом, дальнейшим сокращением инвестиций, считает главный экономист HSBC Александр Морозов: «Поэтому оценивать эффект от китайского контракта рано. Индексы деловой активности пока свидетельствуют о сокращении экономики, и, возможно, прогнозы придется пересматривать в худшую сторону, несмотря на этот контракт».