Без российского сладкого


С 8 января Казахстан ввел временные защитные меры на импорт некоторых видов кондитерских изделий, передает агентство “Казинформ”. Об этом в конце прошлой недели сообщил председатель комитета по регулированию торговой и туристской деятельности Министерства индустрии и торговли Казахстана Кайрбек Ускенбаев. По словам чиновника, повышенные пошлины будут действовать полгода. “Если обнаружится, что импортные поставки особого ущерба не наносят, то временные меры отменят, а импортер сможет потребовать возврата уплаченной суммы (таможенных платежей)”, – цитирует Ускенбаева “Казинформ”. Инициаторами введения защитных мер выступили Ассоциация кондитеров Казахстана и входящие в нее компании “Баян-Сулу”, “Конфеты Караганды”, Актюбинская кондитерская фабрика.

По данным “Баян-Сулу”, казахское правительство повысило пошлины на вареные конфеты (21% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро/кг), карамель (42%, но не менее 0,28 евро/кг) и шоколадные конфеты (32%, но не менее 0,21 евро/кг). Не попали под запрет мучные изделия, неглазурованные конфеты и мармелад.

“К нам пришли почти все крупные российские и украинские производители карамели и шоколада, с которыми мы конкурировать не можем. Например, украинская карамель стоит на 15–30% дешевле, и поэтому наше предприятие мощностью 16 000–17 000 т в год производит всего по 6000–7000 т конфет в год”, – жалуется коммерческий директор “Баян-Сулу” Александр Пыльский. По его словам, наиболее сильные позиции в Казахстане сейчас у украинского холдинга Roshen и российских компаний “СладКо” и “Русского шоколада”. Он надеется, что с введением повышенных пошлин импорт сократится, а казахские предприятия увеличат производство в два-три раза.

Российских производителей это не устраивает. “Компании, инвестирующие в СНГ, рассчитывают, что будут действовать не только на территории России или Казахстана, а на всем едином экономическом пространстве бывшего СССР. То, что эти страны начинают закрывать рынки, я считают неоправданным”, – говорит менеджер по корпоративным вопросам “Крафт Фудс Россия” Кирилл Болматов. Он считает, что в этом году поставки шоколада его компании в Казахстан резко упадут.

В “СладКо” намерены заменить запрещенные позиции на те, которых повышение пошлин не коснулось. “Наши специалисты убеждены, что при правильном ассортименте мы сохраним позиции на рынке Казахстана”, – говорит пресс-секретарь “СладКо” Екатерина Капралова. На Казахстан приходится около 2% продаж компании (более $3 млн). Казахстан перспективный рынок, где продажи “Русского шоколада” в 2004 г. выросли на 20%. Сокращать свое присутствие в этой республике компания не планирует, говорит пресс-секретарь компании Татьяна Сивакова.