Сколько стоит СРП


10–12 лет назад, когда запускались СРП, другого способа начать разработку сложных месторождений не было, ведь у российских компаний отсутствовали необходимые для этого миллиарды долларов, полагает начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. Но при нынешних высоких ценах на нефть СРП уже не столь необходимы, думает аналитик “Солида” Денис Борисов. Он подсчитал, что при цене $65 за баррель доход государства от проекта “Сахалин-1” с учетом выручки от раздела продукции 50% на 50% составляет приблизительно $37,8 на баррель, а при действующем налоговом режиме – $45,6. Поэтому он считает, что новые СРП могут быть заключены только по самым сложным месторождениям, таким как Штокмановское, Приразломное и Центральное.

Действующие в России СРП были заключены в середине 90-х. Все они уже начали добычу, но прибыльной продукцией с государством делиться начала только Total. За первые полгода 2006 г. бюджет получил от Харьягинского проекта $42,5 млн. В прошлом году Sakhalin Energy попросила у Минпромэнерго и администрации Сахалинской области одобрить увеличение затрат на “Сахалин-2” до 2014 г. с $12 млрд до $20 млрд. Чиновники новую смету все еще не одобрили. А в адрес СРП посыпались обвинения в намеренном раздувании затрат, отодвигающем момент дележа продукции с государством. “Ведомостям” удалось ознакомиться с докладом межведомственной комиссии по СРП за 2005 г., из которого становится ясно, во сколько обходится операторам добыча нефти и газа и сколько получает государство от каждого из проектов.

Как следует из документа, самое дорогое СРП – “Сахалин-2”, на него с момента запуска было потрачено $11,8 млрд, “Сахалин-1” “съел” $5,6 млрд, а Харьяга – $781,8 млн. При этом каждый из проектов обходится дороже, чем изначально предполагается. Только в 2005 г. расходы по “Сахалину-1” составили $2,27 млрд, превысив на 24% запланированную смету, по “Сахалину-2” перерасход составил 61% ($4,05 млрд), а по Харьягинскому месторождению – 26% ($93,45 млн).

Доходы государства от гигантских инвестиций пока невелики. Как следует из доклада, с начала реализации проектов (они были запущены в 1994–1995 гг.) по 2004 г. в виде бонусов, платежей за договорную акваторию, роялти и налога на прибыль бюджеты всех уровней получили $407,7 млн, а за 2005 г. – $108,2 млн. При этом в статье доходов, полученных Россией, на конец 2004 г. не учитываются “иные налоговые и неналоговые платежи” (НДФЛ, ЕСН, взносы в фонд социального страхования, водный налог, отчисления за загрязнение окружающей среды и др.), отмечает руководитель центра “СРП-Экспертиза” Михаил Субботин. По его словам, по этим статьям бюджет получил еще около $170 млн. Значит, всего три СРП принесли России $686 млн.

Субботин считает, что реальный доход государства выше, ведь нужно учитывать косвенные доходы – операторы СРП нанимали российских подрядчиков, которые, в свою очередь, выплачивали в бюджет налоги. По словам вице-президента Sakhalin Energy Игоря Игнатьева, за все время работы операторы обоих сахалинских проектов заключили с российскими компаниями контракты на общую сумму около $8 млрд. Только в 2005 г. Sakhalin Energy заплатила отечественным подрядчикам $931,8 млн, или 87% от общего числа заказов.

Впрочем, чиновники считают, что еще рано делать выводы о том, насколько эффективны СРП в России. Ни один из них еще не вышел на проектную мощность, напоминает замруководителя департамента Минпромэнерго Ольга Рыбак. Тем не менее во вторник помощник президента Игорь Шувалов не исключил, что государство может отказаться от СРП и предложить их участникам сменить налоговый режим на национальный. Правда, замминистра экономического развития и торговли Кирилл Андросов вчера заверил, что действующие соглашения разрываться не будут. “На сегодняшний день нет ни одного прецедента разрыва СРП, я не вижу к этому оснований”, – цитирует его “Интерфакс”.