В одно касание


Во многих новых мультимедийных устройствах клавиатура оказывается всего лишь дополнительным придатком – для тех, кто привык работать по старинке. А в некоторых новинках ее попросту нет. Пример тому – последняя версия плейера Apple iPod: у нее имеется сенсорный дисплей, а вот клавиатура отсутствует. Но в мире развлекательных и игровых продуктов есть и еще более радикальные новшества. Скажем, Nintendo в своей игровой консоли Wii использует ручной контроллер, чувствительный к движению.

В Азии, где написать текст от руки зачастую бывает проще, чем набрать его на клавиатуре, популярность завоевали смартфоны с сенсорными дисплеями. Модель Motorola MING позволяет вводить китайские иероглифы, рисуя их на экране, а также сканировать информацию с визитных карточек непосредственно в память телефона.

Если интерфейс на базе сенсорной панели хорошо продуман, он может стать очень мощным инструментом. К примеру, пульт дистанционного управления Harmony 1000 производства Logitech, использующий сенсорные датчики, заменяет сразу несколько аналогичных традиционных устройств: с его помощью можно управлять телевизором и видеомагнитофоном, а также системами вроде автоматизированных раздвигающихся штор. Подобные сенсорные устройства научились отслеживать и распознавать самые разные движения стила или пальца. Поводив пальцем по тексту на экране планшетного компьютера, вы можете стереть ненужный фрагмент, а если у вас на компьютере установлена операционная система Windows Vista, то вам достаточно провести стилом по экрану в одном из восьми направлений, чтобы выполнить одну из восьми команд.

Еще год назад наличие подобных сенсорных технологий сделало бы стандартный компьютер чересчур дорогим для рядового пользователя, но сегодня ситуация иная. По словам представителя Hewlett-Packard Роба Крэмптона, представление потребителей о том, как можно использовать компьютер, расширяется и это делает сенсорные устройства все более популярными в системах для дома. “Главная причина, способствующая распространению таких технологий, – превращение персонального компьютера в развлекательный центр, – объясняет Крэмптон. – Именно на ПК люди сегодня смотрят фильмы, загружают видеоклипы, слушают музыку. Очень заметный сдвиг здесь произошел за последний год. Чтобы посмотреть фильм, достаточно включить ноутбук и нажать кнопку воспроизведения, то же самое и с музыкой. Клавиатура при этом часто вообще не нужна”.

Еще одним перспективным направлением развития технологий Крэмптон считает биометрические системы: “Обычно для входа в защищенную систему надо ввести пароль. Но если вы используете для этого клавиатуру, то зачем тогда сенсорный экран? Вот когда вы прикладываете палец к сенсорному экрану, вы действительно имеете дело с интерфейсом нового типа”.

Не обязательно ограничиваться пальцами – новое поколение технологий позволяет использовать для передачи данных всю ладонь. Одно из новшеств телефона iPhone (корпорация Apple анонсировала его в январе, а начать продавать в США обещает в июне) – интеллектуальный экран ClearPad, созданный компанией Synaptics. Он распознает касание не в одной точке, а сразу в нескольких областях, определяя форму объекта. Поднеся такой телефон к уху, можно тем самым автоматически включить режим ответа на звонок, а поместив устройство в карман, вы автоматически завершите сеанс связи.

Исследователь из Курантовского института при Нью-Йоркском университете Джефф Хэн представил “мультисенсорный” экран, распознающий движение и силу нажатия одновременно в нескольких областях, что позволяет, скажем, “подцепить” двумя пальцами разные углы изображенного на экране объекта и перемещениями изменить его форму. Для отслеживания перемещений руки над экраном устройство использует инфракрасный датчик. Для разработки и лицензирования данной технологии Хэн создал компанию Perceptive Pixel.

Замена традиционных клавиш и кнопок на сенсорные устройства может сильно упростить многие операции. Подобные решения уже применены во многих клавиатурах, плейерах, сотовых телефонах и GPS-навигаторах, выпущенных в этом году. Кроме того, иногда сенсорные технологии помогают управлять объектами на экране точнее, чем существующие средства. Компания 3dConnexion, выделившаяся из состава Logitech, предлагает трехмерный сенсорный контроллер SpaceNavigator, похожий на футуристическую дверную ручку. Поворачивая и наклоняя устройство, можно двигаться в разных направлениях в виртуальном трехмерном пространстве вроде Google Earth или Second Life – проделывать то же самое, нажимая традиционные кнопки или прокручивая колесико мыши, было бы значительно сложнее. SpaceNavigator можно использовать и для точной навигации в программах трехмерного моделирования и автоматизированного проектирования, существенно сокращая тем самым затраты времени.

Следующий шаг в развитии интерфейсных технологий – освобождение управляющих устройств от плоскости, перемещение их в воздух. Работать с гироскопическими контроллерами (когда управляющий элемент отклоняется от вертикально установленной оси в нужную сторону) оказалось неудобно, и компания Linksys решила пойти дальше. В этом году она выпускает манипулятор в виде кольца, которое можно держать в руке, перемещая в пространстве. Все движения отслеживаются с помощью системы из трех гироскопов и передаются компьютеру, устройство автоматически подстраивается к особенностям каждого пользователя.

По мнению многих дизайнеров, такие средства сделают гораздо удобнее работу с цифровыми фонотеками, коллекциями видеофайлов и изображений. Правда, для их широкого распространения необходимо создать еще и адекватные программы. (FT, 15.05.2007, Александр Силонов)