Новое измерение

Крупные IT-корпорации изучают, как трехмерные технологии могут изменить интернет. Многие эксперты видят в третьем измерении будущее сети

Использование виртуальной реальности в корпоративной среде пропагандирует Ирвин Владавски-Бергер, долгие годы отвечавший за интернет-стратегию IBM. В июне 2007 г. он выступал на конференции IBM в Петербурге, куда съехались главы многих крупнейших компаний мира.

Привычная трехмерность

IBM для экспериментов с виртуальной реальностью выбрала многопользовательскую интернет-игру Second Life. Это трехмерный мир, в котором игрок выбирает себе виртуальное воплощение – аватара. До сих пор самой популярной многопользовательской игрой в интернете была World of Warcraft – сага о противостоянии людей, орков, эльфов, нежити и других магических рас. В Second Life нет никакой магии, здесь люди просто общаются и живут приблизительно так же, как и в обычной жизни. Виртуальными представительствами в этой игре обзавелись IBM, Apple, Toyota, Dell, Sony, Adidas, здесь даже открылось посольство Швеции.

Проще всего людям воспринять именно трехмерную реальность и быстрее всего они реагируют на изменения именно в таких мирах, объяснял Владавски-Бергер нескольким сотням бизнесменов, предельно далеких от каких-либо игр, – например, председателям советов директоров Metro и Toyota. Поэтому трехмерные «движки» для игр станут фундаментом технологий бизнеса или медицины, пророчествовал он.

Энтузиазм коллеги разделяет гендиректор и председатель совета директоров IBM Самюэль Пальмизано. «Трехмерный пользовательский интерфейс станет стандартом интернета в будущем», – пообещал он «Ведомостям». Недавно IBM создала совместное предприятие с Linden Labs, разработчиком Second Life. Цель СП – разработка необходимых стандартов и создание аватаров, которые могли бы путешествовать между разными виртуальными мирами.

Вокруг света, не вставая из-за компьютера

О трехмерном мире мечтает и создатель Microsoft Билл Гейтс. Два года назад в Лондоне в день своего 50-летия Гейтс рассказал публике, каким он видит будущее мира высоких технологий. В частности, Microsoft вложила «сотни миллионов долларов» в создание фотореалистичной трехмерной карты мира, позволяющей виртуально путешествовать по земному шару. «Вы будете гулять по центру Лондона и сможете увидеть магазины, торговые ряды, дорожное движение. Сможете зайти в магазин и изучить товар», – рассказывал Гейтс.

Контуры мечты Билла Гейтса уже сегодня позволяют разглядеть проекты Virtual Earth 3-D или Google Earth от Google, второй после Microsoft по размеру капитализации IT-компании мира. Эти программы позволяют создавать трехмерные модели зданий, и трехмерные небоскребы Манхэттена поверх спутниковой карты выглядят завораживающе.

Третье лишнее

Но трехмерность интернету будущего предсказывают не все эксперты. Интернет останется двухмерным просто потому, что трехмерность нужна далеко не всегда, считает Георгий Пачиков – основатель Parallel Graphics, разрабатывающей трехмерные технологии. В список клиентов Parallel Graphics входят Boeing, Airbus, Loral, NASA, ESA, Volkswagen и Ford. Многое из реализованного в Second Life его компания сделала много лет назад, утверждает он, – например, полностью трехмерную модель автомобиля, у которой можно открыть багажник, двери, бардачок и увидеть все детали, в том числе в процессе работы. Еще один проект Parallel Graphics – orbits.paragraph.ru – трехмерная модель Солнечной системы, которая позволяет, например, смоделировать запуск первого спутника или полет космического корабля с луноходом на борту. А мебельный интернет-магазин www.stolplit.ru на технологиях Parallel Graphics позволяет прямо на сайте построить модель своей квартиры, поглядеть, как в ней будут смотреться обои, пол, мебель, – и тут же заказать их. Но, например, для общения в интернете трехмерность не нужна, замечает он.