Остаточный ресурс

Подводная лодка Б-414 проекта 671 РТМК “Даниил Московский”, пожар на которой унес вчера жизнь двух моряков, была спущена на воду в 1990 г. Как заявил главком ВМФ России Владимир Масорин, лодка была полностью исправна, хотя и давно не ремонтировалось – сроки ее межремонтной эксплуатации были продлены. По мнению главкома, скорее всего в пожаре виноват отказ техники, который привел к короткому замыканию, но окончательно причину происшедшего установит соответствующая комиссия и прокуратура.

Тяжелое положение с ремонтом кораблей нашего флота – вне зависимости от причин аварии на Б-414 – должно привлечь внимание той части общества, для которой не безразлична судьба ВМФ. Недостаточное внимание к обеспечению службы, и в том числе своевременному ремонту, наблюдалось и в советское время, а с развалом СССР ситуация стала просто катастрофической. Это вызвало обвальное сокращение численности корабельного состава и падение боеготовности флота. По данным монографии Михаила Барабанова о современном состоянии флота, изданной на днях московским представительством Центра оборонной информации, количество атомных подлодок с баллистическим ракетами сократилось с 55 в 1992 г. до 15 в 2006 г. Количество многоцелевых атомных лодок, к которым относится и Б-414, за тот же период снизилось с 54 до 20 единиц, дизельных лодок – с 79 до 20, больших противолодочных кораблей – с 38 до 11, эсминцев – с 16 до 10, а сторожевых кораблей – с 49 до восьми. При этом далеко не все находящиеся в строю единицы флота исправны и боеготовы, так что фактически флот уменьшился еще больше. Очень часто это были совсем новые корабли, которым бы еще служить и служить. Как признался директор одного из кораблестроительных заводов, за 1990-е на металлолом пошло продукции советского ВПК на 40 млрд еще советских рублей!

В последнее время руководство страны увеличивает ассигнования на флот, что позволило разработать программы строительства новых кораблей. Однако судоремонт по-прежнему финансируется по остаточному принципу. В результате вполне современные и мало в чем уступающие западным аналогам подлодки, например проекта 971, попросту губятся без своевременного ремонта, а миллиарды уходят на бесконечный долгострой еще более современных кораблей. Отдельная история – широко разрекламированная постройка ракетоносцев проекта 955, которая, по всей видимости, съедает львиную долю расходов на флот. При этом ремонт составляющих основу наших морских стратегических ядерных сил подлодок проекта 667 БДРМ постоянно затягивается. Эксперты задают резонный вопрос: неужели Россия настолько богата, что может себе позволить, по сути, одноразовые корабли? Командование флота должно найти баланс между поддержанием уже имеющихся кораблей и постройкой новых – иначе уже скоро у нас не останется никаких.