Александр Вершинин: Неизвестный вид

Чем европейский автопарк отличается от российского

Сантехник с трудом выкарабкивается из-под тента самодвижущейся коляски, более всего напоминающей электрокар из гольф-клуба

Всякий, кто собирается летом отдохнуть в Европе, задумывается о том, не взять ли в аренду автомобиль. Благо экономический кризис и онлайновые rent-a-car-агрегаторы сделали это удовольствие вполне доступным. Всего за 10 000 рублей можно смело рассчитывать на идеально новую машину с коробкой-автоматом, кондиционером и полным покрытием страховых рисков. И пусть в графе «класс автомобиля» указан минимальный – «супер­мини», а у двигателя под капотом всего три цилиндра, зато в просторном салоне помещается семья из пяти человек, в багажник влезают два огромных чемодана, а крейсерская скорость на автостраде без особых усилий (но под трубный вой маленького мотора) достигает 130-140 км/ч.

Рядовому европейцу, который не живет в столице и не ездит ежедневно в офис из бетона и стекла, такой автомобиль совершенно не нужен. Его не спрятать за мусорный бак, не запарковать в тени соседского балкона или в арке между ионическими колоннами. На мощенных брусчаткой улицах старых городов, где тротуары для пешеходов не предусмотрены в принципе, современные Nissan Micra или VW Polo кажутся слонами в посудной лавке, а скромный кроссовер Renault Duster – яхтой Романа Абрамовича, застрявшей в сельском ручье.

Поэтому любая локальная парковка оборачивается настоящей terra incognita для россиянина, считающего себя знатоком автомобилей. Подобные транспортные средства на родину не завозят, о них не пишут, в наших широтах их просто не считают автомобилями. Вот сантехник в рабочем комбинезоне с трудом выкарабкивается из-под тента самодвижущейся коляски, более всего напоминающей электрокар из гольф-клуба. В багажнике размером с перчаточный ящик помещается пара отверток и плоскогубцы, а для разводного ключа места уже нет. Мимо проезжает студент в сотрясающейся от вибраций двигателя кабине на колесах, чья база явно короче, чем у Smart ForTwo. В тупике шириной с обеденный стол припал к электрической розетке одноместный Pasquali с рулевой колонкой прямо посередине ярко-желтой кабины. Продукты для ресторана выгружают из крохотного трехколесного мопеда с кузовом и капсулой-кабиной – уменьшенной раза в полтора копии классического индийского моторикши.

Реклама на билбордах не оставляет сомнений в текущем европейском автомобильном тренде. Герой дня – Renault Twizy, серийный четырехколесный микромобиль с экстерьером, достойным футуристических боевиков Ридли Скотта. Для базовой версии Twizy с электродвигателем мощностью 5 л.c. в некоторых странах Старого Света даже не нужны права, хотя это вполне полноценный автомобиль для двоих – с рулем, педалями, багажником объемом 55 литров, дисковыми тормозами и даже подушкой безопасности для сидящего перед пассажиром водителя.

У автомобильчика размером с коробку от холодильника (2,3х1,2 метра) на удивление много конкурентов, которые уже вышли на рынок или сделают это в ближайшее время. Главный из них – обладатель многих призов микромобиль VW up! и его производные Skoda Citigo и SEAT Mii. Итальянское кузовное ателье Zagato в паре с бывшим владельцем Bugatti и создателем Lotus Elise Романо Артиоли также подготовили собственную версию капсульного транспорта, назвав машину Zagato Volpe, вооружив ее дверьми-гильотинами и гибридным двигательным агрегатом, способным работать на бензине, газе и, конечно же, электрической тяге.

Почувствовать себя человеком будущего в ближайшие каникулы, впрочем, вряд ли удастся. В прокатные парки подобный чудо-транспорт почти не закупают, а в конторах, специализирующихся на сдаче в аренду автоэкзотики, клиентов всегда встречает неприветливый ценник. За большие деньги все же лучше недельку-другую покататься на Porsche – пока всех водителей мира еще не пересадили на экологически чистые тележки из гольф-клуба.

Автор – продюсер сайта Агентства экономической информации «Прайм»