От редакции: Битва слова и дела

Какие там задачи поставил перед новым кабинетом премьер Дмитрий Медведев? Забудьте о них. Сам Медведев на первом же заседании объяснил новой команде, что имеют значение не слова, а дела: «По ним, по этим делам, будет считываться реальный, а не бумажный курс правительства».

Но почему-то верится в это с трудом. Может быть, потому, что Игорь Сечин, бывший вице-премьер и соратник Путина с 1990-х гг., со вторника возглавляет компанию «Роснефть». А чиновники правительства, Кремля, Минэнерго и знакомые Сечина дружно уверяют, что главная задача бывшего куратора ТЭКа будет выстроить на базе «Роснефти» глобальный холдинг, подобие нефтяного «Газпрома». Идея в том, чтобы «передать в одни руки все добывающие деньги страны». Консолидация энергетических активов обсуждается уже несколько месяцев, будущую укрупненную компанию чиновники между собой называют корпорацией «РосТЭК», рассказывали три дня назад источники «Ведомостей». Видимо, Путин с Сечиным решили, что будут делать это не на базе «Роснефти», а на базе «Роснефтегаза». В любом случае во множестве предвыборных выступлений речь шла о приватизации, а не о передаче активов в новую госкорпорацию. Вот опять: слова и дела.

А теперь о делах. События, о которых стало известно вчера, показывают, что публично объявленная программа действий правительства не только не совпадает с реальной, а откровенно ей противоречит. Говорите, взят курс на приватизацию госактивов и улучшение инвестиционного климата?

Оказывается, перед самым уходом из Кремля Медведев сделал царский подарок компании «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, близкого друга президента России Владимира Путина. «Мостотрест» без конкурса получит подряд на строительство всех дорог вокруг Сколкова. Общая стоимость строительства – $1 млрд.

А вот у аэропорта «Домодедово» в числе владельцев пока нет друзей Путина. Поэтому «Домодедово» удалось заключить с государством удивительную сделку: сначала аэропорт подарит государству кусок земли, потом преимущественно за свои деньги построит на этой земле взлетно-посадочную полосу и, наконец, отдаст все это государству в собственность.

Государство тоже обещает вложить часть денег в строительство. Это, конечно, неплохо, но вообще-то до сих пор вся взлетно-посадочная инфраструктура строилась на бюджетные деньги, ведь это собственность государства, частному бизнесу запрещено ею владеть. Проект строительства в «Домодедово» новой полосы за государственный счет тоже обсуждался. Но в феврале его заблокировал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

В тот момент «Домодедово» подыскивало новых хозяев, и одним из основных претендентов на покупку аэропорта считались структуры Алишера Усманова. Отказ государства строить полосу сбил цену аэропорта примерно на $1 млрд. Но продажа не состоялась – возможно, благодаря чрезвычайно выгодной для государства сделке владельцы «Домодедово» еще некоторое время смогут оставаться его владельцами. Будем считать, что откупились.

Ну и еще одна новость о приватизации. Все принадлежащие государству активы в нефтегазовой отрасли и электроэнергетике, которые будут выставлены на продажу в 2013–2015 гг., купит компания «Роснефтегаз», решил президент Владимир Путин.

Своеобразная такая приватизация: государственная компания покупает активы за государственные деньги у самого же государства. Это временный покупатель, утверждает Путин, впоследствии государство продаст и «Роснефтегаз».

Управление страной по принципу «друзьям – все, а врагам – закон» на третьем сроке Путина реализуется без оглядки даже на формальное соблюдение приличий (раньше были хотя бы конкурсы и аукционы, пусть и с заведомо известным победителем). Пока простодушные граждане составляют стратегию-2020 и «дорожные карты», чтобы поднять Россию в рейтинге Doing Business, реальные пацаны уже делают этот самый business без всяких империалистических рейтингов, составленных врагами.