Одна Москва на всю страну

В сотне самых инновационных городов мира по борьбе с коронавирусом всего один российский

Москва заняла третье место в составленном влиятельным международным агентством StartupBlink рейтинге городов по инновациям в борьбе с коронавирусом, уступив Нью-Йорку и Сан-Франциско. На попадание российской столицы в рейтинг не без удовольствия обратил внимание лично мэр Сергей Собянин.

В число московских инноваций вошло 46 инициатив. Некоторые из них были запущены в период пандемии, другие были внедрены раньше, но нашли новое применение или вышли на качественно иной уровень развития в 2020 г. К первой группе относятся, например, различные диагностические комплексы и системы их доставки до пациентов, информационные проекты наподобие индекса самоизоляции, проект с QR-кодами.

Во вторую группу попали методы дистанционного обучения, которые кратно масштабировались в прошлом году, решения в области телемедицины и некоторые другие.

В контексте борьбы между Россией и странами Запада на поле успешности той или иной управленческой модели борьбы с коронавирусом место Москвы в рейтинге добавляет аргументов российской позиции. Москва при высоком уровне заболеваемости смогла избежать коллапса медицинской и хозяйственной систем и даже сумела предложить жителям цифровую альтернативу привычному образу жизни. И все же особого повода для радости нет. Проблема в том, что в топ-100 самых инновационных в смысле борьбы с коронавирусом городов мира вошло сразу 27 американских, семь канадских, четыре китайских, три израильских и даже три бразильских. А российский город – только один. Да, Москве удалось добиться антиковидного инновационного прорыва, однако такового не случилось в других наших мегаполисах.

Почему? Во-первых, в очередной раз свою роль сыграла вопиющая моноцентричность России и сверхконцентрация экономических, интеллектуальных, административных ресурсов в столице. Во-вторых, московская инновационная среда в силу насыщенности крупными игроками обеспечила себе максимальное проникновение на рынок, необходимое для быстрого реагирования. Региональные системы оказались не так подвижны. Ну а главная причина, пожалуй, в том, что московское руководство имело большую свободу в принятии управленческих решений, возможность более оперативного внедрения приоритетных инициатив и больше прав на ошибку. В результате большинство из представленных в рейтинге инноваций очень быстро включались в работу московским оперштабом, в то время как власти других городов принимали решения с оглядкой на федеральную власть и с соответствующим временным лагом.

Контроль над ресурсами Москва вряд ли уступит. Но почему бы – исходя из опыта борьбы с пандемией – не дать регионам и городам побольше управленческой свободы?