Следственный комитет не готов к открытости

Александр Бастрыкин считает преждевременной публикацию первичных данных криминальной статистики
Следственный комитет не хочет, чтобы Генпрокуратура отвечала за раскрытие криминальной статистики
Следственный комитет не хочет, чтобы Генпрокуратура отвечала за раскрытие криминальной статистики / А. Махонин / Ведомости

Законопроект, возлагающий на Генпрокуратуру раскрытие в интернете первичной статистики о совершенных преступлениях и их раскрываемости, не поддерживается Следственным комитетом (СКР). Это следует из отзыва СКР («Ведомости» ознакомились с документом) на внесенные единороссом Владимиром Плигиным в июле поправки в закон о прокуратуре, которые, в частности, разрешают Генпрокуратуре публиковать криминальную статистику в разрезе муниципальных образований (сейчас она публикуется, лишь начиная с регионального уровня). Расширение полномочий Генпрокуратуры необоснованно и противоречит закону о статистике, сказано в отзыве. По поручению президента правительство должно усовершенствовать политику в сфере статистики о преступности, до выработки этих решений принятие законопроекта преждевременно, считает председатель СКР Александр Бастрыкин. Ведомство просит Госдуму вернуть законопроект авторам.

Учет и контроль

По данным МВД, всего в январе – июле 2016 г. было зарегистрировано 1,336 млн преступлений, а раскрыто за этот же период – 547 400 преступлений, или 56,1%. 1,22 млн преступлений выявлено МВД, а 13 400 – СКР.

На прокуратуру возложен контроль за фиксацией сообщений о преступлениях и она обязана заниматься информированием общества, поэтому в этой части противоречий или излишнего расширения ее полномочий не существует, считает Плигин. «В рамках работы над документом мы будем взаимодействовать со всеми ведомствами, в том числе и с СКР, но думаю, что Госдума в следующем созыве продолжит рассмотрение законопроекта и не будет его возвращать», – уверен депутат. «Такая реакция не новая для нас, мы получали подобные отзывы и от других ведомств, когда пытались внести законопроект в первой редакции», – говорит собеседник в Генпрокуратуре. У всех силовых органов свои системы статистики, поэтому когда мы сравнивали их данные со своими, то увидели, что они разнятся: кто-то занижает цифры, кто-то – нет, и необязательно сознательно, говорит собеседник. «Статистику может контролировать и, например, Минюст – мы заинтересованы в объективности данных», – отмечает собеседник. Скорее всего, статистика СКР не совпадет со статистикой Генпрокуратуры, к тому же эти два ведомства друг друга не очень любят, говорит собеседник в аппарате Госдумы.

Законопроект повысит общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов – и это может увеличить эффективность их работы. Но высока вероятность, что раскрытие первичных данных может вызвать широкий резонанс, если они покажут занижение показателей сводной статистики, считает адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев. Это может привести к критике со стороны населения, различных организаций, политиков и ведомств, поэтому у законопроекта есть противники. Положительным моментом проекта является внедрение и расширение в России системы open data. В США и странах Евросоюза сейчас активно реализуется этот механизм раскрытия большого числа общественно полезных сведений госорганами. При этом Россия, согласно Фонду открытого знания, в 2015 г. занимала 61-е место в мире по открытости данных, напоминает адвокат. Граждане вправе получать сведения, непосредственно затрагивающие их права и свободы, сведения о состоянии преступности ими и являются, уверен юрист Алексей Синицын. Общественность имеет полное право знать, каких преступных посягательств следует опасаться, какие действия не следует совершать, чтобы не стать жертвой преступления, и от каких поступков следует воздержаться, чтобы не преступить закон, продолжает юрист. «Нежелание правоохранительных органов раскрывать первичную статистику свидетельствует о том, что она неутешительная. Силовикам нужно не искать отговорки против принятия этого законопроекта, а более эффективно бороться с преступностью», – уверен эксперт.