Основной версией трагедии Ил-76 стала ошибка пилота – «Коммерсантъ»

undefined

Разбившийся в Иркутской области Ил-76 МЧС России ударился о склон сопки на подлете к очагу пожара, который должен был тушить, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, знакомый с результатами расшифровки бортового самописца. В качестве основной рассматривается версия об ошибке опытнейшего пилота Леонида Филина, который мог потерять ориентиры из-за плохой видимости.

Эксперты исключили версии о возможных технических неполадках транспортника, связанных с повышением температуры воздуха, поступающего в двигатель, или образованием копоти на лопатках турбин. Из расшифровки речевого самописца следует, что экипаж не догадывался о возможном столкновении. Данные параметрического самописца свидетельствуют, что за секунды до катастрофы командир потянул штурвал на себя в попытке набрать высоту, но груженный 42 т воды транспортник не смог выполнить этот маневр.

Самолет должен был лететь на минимально безопасной высоте – на 200 м выше максимальной высоты рельефа. В Качугском районе, покрытом невысокими холмами, она соответствовала примерно 1400 м. Однако пожар, который должны были тушить летчики, находился в низине - на отметке около 800 м. Сбрасывать на него воду с 600 м не имело смысла, поскольку она бы испарилась. Пришлось снижаться.

Собеседники издания считают, что ни один из установленных на борту навигационных приборов не мог обеспечить экипажу полной безопасности. Высотомеры в условиях горной или холмистой местности малоэффективны, поскольку измеряют уже пройденные высоты. Более совершенную систему раннего предупреждения о близости земли, которая показывает объемную карту местности по ходу движения и заранее предупреждает об опасном снижении, летчики во время тушения пожара отключают или игнорируют, поскольку звуковые и световые предупреждения только мешают сосредоточиться. «Таким образом, пилотам, по сути, остается надеяться только на свой опыт», - заключает собеседник издания.