Годовая прибыль Facebook снизилась на 95%

Цукерберг анонсировал дальнейший рост затрат на мобильные сервисы и рекламные продукты, биржа мрачно отреагировала на отчет и планы Facebook
Гендиректор Facebook Марк Цукерберг/ D.Morris/ Bloomberg

В IV квартале 2012 г. чистая прибыль Facebook упала на 79% в годовом выражении до $64 млн за счет роста операционных издержек на 82%. Квартальная выручка компании выросла на 40% до $1,59 млрд. И чистая прибыль, и выручка оказались выше прогнозов, отмечает Bloomberg. За весь год чистая прибыль соцсети по US GAAP снизилась на 95% до $53 млн, составив $0,01 на акцию против $0,46 в 2011 г. Выручка за весь 2012 г. выросла на 37% до $5 млрд.

В ходе телеконференции основатель и гендиректор Facebook Марк Цукерберг назвал соцсеть "бесспорно мобильной компанией" и пообещал, что в начавшемся году приоритетом для нее станет разработка сервисов, которые изначально предназначаются для мобильных устройств. На "мобильный" сектор в IV квартале пришлось 23% рекламной выручки Facebook ($306 млн из $1,33 млрд), а в III квартале его доля составляла 14%. Однако компании будет непросто конкурировать с другими участниками рынка мобильной рекламы. Так, для США, по данным EMarketer, на Facebook в 2012 г. приходилось только 12% рынка мобильной рекламы, тогда как Google занимала 57%.

Ежемесячная аудитория мобильных сервисов сети, т. е. число пользователей, которые хотя бы раз в месяц заходят на Facebook с мобильных устройств, составляет 680 млн, или 64,2% от общей аудитории соцсети. Этот показатель вырос в годовом измерении на 57% и на 13% - в квартальном, отмечает "Прайм". Кроме того, число пользователей, которые пользуются мобильными продуктами Facebook каждый день, превышает ежедневную аудиторию веб-версии соцсети.

Цукерберг заявил, что мобильные устройства отлично подходят для развития Facebook, поскольку позволяют охватить большую аудиторию. При этом компания не собирается создавать собственный смартфон, Цукерберг не считает работу в этом направлении правильной стратегией для компании. По словам финдиректора компании Дэвида Эберсмана, Facebook стремится стать "инфраструктурой для мобильных игр по умолчанию". Еще одним приоритетом соцсети в 2013 г. станет разработка новых рекламных продуктов и оптимизация существующих. Как сказал Цукерберг, обновляемый функционал ленты новостей и таргетинга создает возможности для новых типов рекламы. Также он видит возможности монетизации и в сервисе отсылки подарков Gifts, и поисковом инструменте Graph Search. По словам операционного директора Facebook Шерил Сандберг, Graph Search может помочь в развитии сервиса спецпредложений Offers, который уже опробовали почти 42 млн пользователей. Кроме того, Цукерберг объявил, что в нынешнем году он увеличит расходы на 50%, чтобы нанять новых сотрудников и создать новые рекламные продукты.

На закрытии NASDAQ акции Facebook торговались за $31,24, но после обнародования отчета они упали на электронных торгах на 4,3%. Инвесторы услышали, что соцсеть ориентируется на мобильных пользователей, но не уверены, что это то, что нужно, комментирует ситуацию Bloomberg. Топ-менеджеры компании назвали ряд многообещающих цифр, обосновывая ставку на мобильный сектор, но главные цифры - прибыль и выручка - пока многообещающими не являются. Итоги IV квартала Джордан Рохан из Stifel Nicolaus сравнил с отрезвляющим холодным душем после бурной ночи в городе. По словам этого аналитика, представленные данные показывают, что Faсebook намерена тратить еще больше, чтобы не упустить все возможности.

Планы об увеличении расходов на 50% превысили ожидания аналитиков. Адам Шнайберг из BTR Capital Management считает, что рост инвестиций в конечном счете приведет к росту прибыли: "Уолл-стрит обычно прощает повышенные траты в периоды активного роста, когда создаются новые продукты, - напоминает он. - Пока выручка растет, на рынке продолжают верить, что рано или поздно компания выйдет в прибыль".