Владелец УАЗа «Соллерс групп» и китайская Chery создадут стратегическое партнерство

Технологии китайцев могут в перспективе применяться и на «УАЗах»
Chery – одна из самых быстрорастущих марок на российском рынке наряду с другими китайскими брендами/ AFP

О том, что у «Соллерс групп» Вадима Швецова (владеет брендом УАЗ) и китайской Chery Automobile есть проект по локализации производства машин китайской марки на базе Ульяновского автозавода, журналистам рассказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков по итогам переговоров Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине 4 февраля.

Представитель «Соллерс групп» подтвердил «Ведомостям», что две компании ведут переговоры «о масштабном стратегическом партнерстве». Оно, по его словам, включает в себя не только производство автомобилей, но и развитие новых технологий в области электротранспорта, перспективных модулей и материалов для автопрома. Конкретные параметры совместного проекта стороны планируют зафиксировать до середины 2022 г.

Представитель Chery сказал «Ведомостям», что головной офис компании ведет переговоры на предмет размещения производства в России не только с «Соллерсом», но и с другими предприятиями в стране. Прокомментировать детали переговоров он отказался.

По информации, которой располагает Минпромторг, речь идет о сотрудничестве, которое охватывает перспективные технологии в автопроме, такие как электромобили, беспилотные технологии, телематика, говорит представитель ведомства. «Министерство приветствует развитие международной кооперации, в которой принимают участие отечественные предприятия, и видит в этом перспективы развития для российского авторынка», – сказал он «Ведомостям».

Это не первая попытка Chery зайти со сборкой на российский рынок. В 2008–2009 гг. калининградский «Автотор» в экспериментальном режиме начал, по сути, отверточную сборку машин марки без глубокой локализации. Но «Автотору» пришлось свернуть проект. По неофициальной информации источников, близких к участникам рынка, к экспансии китайского автопрома в России тогда крайне осторожно относился Минпромторг. Позднее основной владелец «Автотора» Владимир Щербаков говорил, что с приходом других зарубежных автоконцернов на российский рынок позиция властей в отношении китайских брендов стала более лояльной.

«Соллерс» в 2021 г. начал завершающий этап трехлетней реструктуризации УАЗа («Ведомости» писали об этом 19 ноября). Ключевой целью является концентрация в рамках компании активов и компетенций по модели, применяемой в мировом автопроме, объясняла компания. В периметр этих активов входят штамповка, сварка, окраска кузовов и сборка автомобилей.

Реструктуризация была необходима для создания партнерства УАЗа с глобальным автоконцерном, объяснял «Ведомостям» источник, знакомый с планами «Соллерса». Самостоятельно ни УАЗ, ни «Соллерс» не справились бы с инвестиционной нагрузкой, возникающей при создании новой модельной линейки, говорил он. Предполагалось, что зарубежный партнер принесет свою платформу для производства автомобилей под своим брендом и под брендом УАЗа. Вместе с тем завод собирается продолжить сборку собственных моделей.

Представитель «Соллерса» не подтвердил «Ведомостям» возможность использования платформы Chery в качестве перспективной для УАЗа. Источник, знакомый с планами группы, отметил, что, когда речь идет о таком масштабном партнерстве, логично рассматривать максимальную унификацию компонентной базы. Это даст те необходимые объемы производства, в которых заключается экономический смысл локализации, поясняет он.

Автомобили Chery, скорее всего, будут делать не только на ульяновской площадке, поскольку там может не хватить места, говорит источник. Он добавил, что производство Chery предполагается налаживать сразу по полному циклу – со сваркой, окраской и сборкой. Запуск производства состоится не ранее второй половины 2023 г. «В контексте сотрудничества по развитию электромобилей рассматривается в том числе локализация электродвигателя, батареи и инвертора. По модулям электромобилей рассматривается возможность использования российских материалов и субкомпонентов», – добавил собеседник.

Общие производственные мощности «Соллерса» – около 240 000 автомобилей в год. Помимо площадки в Ульяновске у «Соллерса» есть СП с Ford (у российской группы 51%) по выпуску коммерческих автомобилей Ford Transit в Елабуге, а также паритетное СП с Mazda во Владивостоке (собирает кроссоверы Mazda CX-5 и CX-9 и седаны Mazda 6).

Chery – одна из самых быстрорастущих марок на российском рынке наряду с другими китайскими брендами. В пандемийном 2020 году ее продажи выросли на 80% до 11 452 машин при общем снижении рынка на 9%, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. А в 2021 г. реализация Chery подскочила более чем в 3 раза до 37 118 автомобилей на фоне всеобщего дефицита машин, вызванного проблемами с поставками микроэлектроники. Еще 3756 авто было продано суббрендом китайской компании Exeed. Суммарно это лишь на 548 машин меньше, чем продал за 2021 г. УАЗ (+17%).

Больше Chery среди китайских марок в России продает только Haval (39 126 автомобилей в 2021 г.). Пока это единственный китайский автоконцерн, у которого есть производство в России (в индустриальном парке «Узловая» Тульской области). Завод в Узловой запущен летом 2019 г., инвестиции Haval составили около $500 млн. В сентябре 2020 г. Haval подписала с Минпромторгом РФ специнвестконтракт (фиксирует условия работы, в том числе льготы, в обмен на инвестиции). Китайский концерн обязался вложить еще 42,4 млрд руб. в локализацию производства кроссоверов, внедорожников, двигателей и коробок передач.

«Соллерс» больше заинтересован в Chery, чем китайцы в российской компании, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, у Chery была возможность самостоятельно наладить выпуск электромобилей в России, подав заявку на специнвестконтракт, но они этого делать не стали. «Соллерс» может предложить Chery производство машин по полному циклу и, если кроме этого захочет сделать новый автомобиль на китайских агрегатах, это будет очень удобно с точки зрения объема закупок и логистики, сказал эксперт.

Проект по углубленной локализации еще одного иностранного автоконцерна в России может быть целесообразен, особенно если это будет производство электромобилей, считает руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский. Сейчас электрический эконом-сегмент представлен тут в основном подержанными машинами, соответственно, появление производства в России будет кстати, рассуждает он.