Статья опубликована в № 2800 от 28.02.2011 под заголовком: С дозиметром на склад

X5 Retail Group вводит собственный контроль качества поставок

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Рост цен на продовольствие заставляет ритейлеров открывать собственные лаборатории для проверки поставок: таким образом они рассчитывают контролировать, не экономят ли поставщики на качестве.

X5 Retail Group разослала поставщикам плодоовощной продукции письмо, предупреждающее о введении с 1 марта лабораторного контроля продукции. Обязательную проверку на содержание нитратов будет проходить каждая партия фруктов и овощей, поступающая в распределительные центры компании, говорится в письме (есть у «Ведомостей»). «На основании показаний прибора и сопоставления с допустимыми уровнями, установленными в РФ» ритейлер будет принимать решение о приемке товара.

Оборудование 17 портативных лабораторий обойдется X5 в «несколько миллионов рублей», сказал директор по корпоративным отношениям X5 Михаил Сусов. «Сознательность поставщиков продукции и контроль за качеством товаров со стороны органов надзора оставляет желать лучшего», – объяснил он.

За месяц, по словам Сусова, через распредцентры Х5 проходит 60 000 т овощей и фруктов во все регионы. И без проверок на нитраты ритейлер отбраковывает по разным критериям 8–10% поставок овощей на складе дискаунтеров и 15–20% в распредцентре для супермаркетов и гипермаркетов. «В сегменте консервации мы отсеиваем до 50% товара. В банках в половине случаев лежит не то, что на них написано, продукция не соответствует ГОСТам и заявленным параметрам», – утверждает представитель Х5.

Вкладывать деньги в лаборатории ритейлеров заставляет снижающееся качество продуктов питания. «Российский рынок уже в целом страдает нестабильностью качества продовольствия, но теперь появился серьезный тренд на снижение качества», – говорил в начале февраля гендиректор X5 Лев Хасис. Пытаясь сдерживать цены на товары в условиях подорожания сырья, объяснял он, многие поставщики жертвуют качеством.

Цены на сельхозпродукцию из-за засухи сделали резкий скачок еще в прошлом году. Ценовой мониторинг Федеральной антимонопольной службы показал, что в ряде регионов цены на муку, например, в IV квартале выросли на 65%, на хлеб – на 17%, на питьевое молоко – на 13%. Стоимость подсолнечного масла выросла во всех регионах в среднем на 30–50%, на сахар – на 20–28%, сообщила ФАС.

«Производители удешевляют производство, переходя в более низкий ценовой сегмент. Например, содержание крахмала в крабовых палочках может быть, условно, 4%, а может быть 12%. И та и другая продукция качественная, но стандарты качества разные», – объясняет представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева. Metro, по ее словам, также исследует в лабораториях овощи, приходящие в распредцентры. Но не все партии. «Для того чтобы обеспечить независимый контроль, мы работаем с компанией FGS, которая проверяет продукцию в лабораторных условиях. Это происходит выборочно, согласно графику», – уточнила Токарева.

Французская Auchan тоже оборудовала открытый весной прошлого года логистический комплекс в подмосковном Томилине для проверки овощей и фруктов. «Рефрактрометром проверяется содержание сахара – это главный показатель спелости плодов, с помощью пенетрометра исследуется упругость и консистенция овощей и фруктов для проверки их свежести», – рассказывает представитель Auchan Мария Курносова. На содержание пестицидов и нитратов ритейлер овощи не проверяет. Это делают органы фитосанитарного контроля на таможне, объясняет Курносова. «Зачем делать двойную работу и перепроверять каждый сертификат?» – соглашается директор по связям с инвесторами «Магнита» Олег Гончаров. По его словам, «Магнит» самостоятельно импортирует почти 100% продаваемых в сети фруктов и овощей и оценивает качество партий еще на стадии закупки.

Производители продуктов питания называют введение лабораторного контроля «очередным аргументом для отсеивания поставщиков». «Овощи и фрукты из-за засухи и неурожая в России в этом году в основном импортные, большие объемы идут от нетрадиционных поставщиков, и желание ритейлеров аргументированно фильтровать эти поставки понятно», – говорит президент группы «Русские фермы» (производит картофель и другую сельхозпродукцию в Подмосковье) Андрей Даниленко. Но при этом поставщики не против дополнительных требований со стороны сетей. «Если лабораторные исследования будут объективными, спецификации товара будут прописаны в договоре поставки и проведение этих анализов не будет за счет поставщика, то это будет хорошая мера для повышения качества», – считает председатель совета директоров холдинга «Помидорпром» Максим Протасов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more