Развивающиеся рынки помогают продавцам одежды держаться на плаву

Россия и другие развивающиеся рынки помогают производителям одежды компенсировать падение продаж в развитых странах

Продажи итальянской Benetton Group, одного из ведущих европейских производителей и ритейлеров одежды, за девять месяцев снизились на 0,5% до 1,48 млрд евро, говорится в отчете компании. Выручка в Европе упала на 4%, особенно сильно в странах, наиболее пострадавших от кризиса. Продажи в Греции рухнули на 19%, заметно снизились в Португалии, Испании, Италии и Франции. В США продажи Benetton упали на 9%, в Японии – на 23%, но это следствие в том числе оптимизации розничной сети.

Нестабильность в развитых странах «серьезно повлияла на доходы всего сектора», отмечается в отчете группы. Избежать провала ей помогли развивающиеся рынки, где выручка компании увеличилась на 11%, в том числе на 26% – в Мексике и на 12% – в Индии.

Но быстрее всего продажи Benetton росли в России – на 28%. Россия и страны СНГ обеспечили 7% европейской выручки группы – 82,6 млн евро.

Высокую роль российского рынка отмечают и другие производители одежды, в частности Adidas Group. Ее выручка в развивающихся странах Восточной Европы, включая Россию, за девять месяцев увеличилась на 15% против 10% роста в Западной Европе и 8% в Северной Америке. А быстрее всего продажи Adidas росли в Китае – на 25%.

Россия в этом году обогнала Германию и стала крупнейшим европейским рынком для Adidas, говорил «Ведомостям» в октябре гендиректор группы Херберт Хайнер. Продажи Adidas в России в этом году, по его словам, превысили $1 млрд и теперь компания ставит перед собой задачу по итогам 2013 г. довести оборот на российском рынке до 1 млрд евро.

Шведская Hennes & Mauritz (H&M, управляет сетью более чем из 2300 одноименных магазинов во всем мире) в прошлом году почти утроила выручку в России: с $55 млн до $135,5 млн, говорилось в ее отчете.

Развивающиеся страны, в том числе Россия, помогают поддержать рост – на 12% в первом полугодии – и испанской Inditex (управляет 5221 магазином брендов Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull & Bear, Stradivarius). Ставка на экспансию на развивающихся рынках позволяет компании компенсировать стагнацию спроса в Европе, отмечала Inditex в отчете за I квартал. Доли отдельных стран в своей выручке испанская компания не раскрывает, отмечая лишь возросшую долю азиатских и североафриканских рынков: за год их доля увеличилась с 15 до 17%.

«Нынешние успехи иностранных одежных ритейлеров в России связаны с их экстенсивным развитием и расширением каналов дистрибуции, а не с ростом числа покупок или величины среднего чека», – убеждена гендиректор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова. Более того, добавляет она, рентабельность сетей по сравнению с докризисными показателями снизилась в два-три раза. В послекризисные годы спрос на одежду находился в замороженном состоянии, однако в последний год сработал отложенный спрос, объясняет Сморчкова довольно высокую динамику российских продаж.