Статья опубликована в № 2984 от 18.11.2011 под заголовком: «Газпром» берет Европу

«Газпром» достучался до европейских домохозяек

Продажи «Газпрома» конечным потребителям в Европе за последние два года выросли более чем вдвое – до 4,7 млрд куб. м в 2010 г.
А.Махонин

«Газпром»

Крупнейшая газовая компания мира. Основной владелец – государство (более 50%). Выручка (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.) – 2,347 трлн руб., прибыль – 771,7 млрд руб.

Ровно 10 лет назад, в ноябре 2001 г., президент Владимир Путин инструктировал Алексея Миллера, который только возглавил «Газпром», как бороться с наследием прежнего руководства концерна. Среди прочего Путин рекомендовал разобраться с разницей между ценами, по которым «Газпром» продает газ западным контрагентам «на границе», и ценами, по которым те перепродают сырье конечным потребителям. «Почему мы отдаем так дешево? – рассуждал президент. – Где эта разница? Где деньги-то?» С тех пор в стратегии «Газпрома» появилась цель закрепиться на розничном рынке Европы.

Как выполнялась задача в первые семь лет, не известно. Но с 2008 г. продажи конечным потребителям в Европе удвоились, гласит меморандум «Газпрома» к еврооблигациям на $1,6 млрд (размещены вчера). В 2008 г. поставки конечным потребителям Великобритании, Франции, Чехии и Италии составили 2,2 млрд куб. м, следует из документа, в 2009 г. – 3,2 млрд куб. м, а в прошлом году – 4,7 млрд куб. м.

За счет чего был рост, каким он будет дальше и почему указаны только четыре страны, в меморандуме не уточняется. Отказались от дополнительных комментариев и представители «Газпрома». Хотя до сих пор концерн раскрывал, что является совладельцем компаний, которые работают с потребителями как минимум еще семи стран дальнего зарубежья, в том числе Германии, Австрии, Болгарии, Финляндии, Греции, Сербии и Турции. К примеру, турецкая Bosphorus Gaz (где у «Газпрома» 51%) только в 2009 г. продала 0,7 млрд куб. м газа, а в числе ее клиентов – электростанции и промышленные предприятия, отмечается в отчетности Gazprom Germania.

Если брать только раскрытые 4,7 млрд куб. м, то это 12% от прошлогодних поставок «Газпрома» в указанные четыре страны, 3% от общих продаж концерна в дальнем зарубежье и примерно 2% от суммарного потребления упомянутых государств. А вот насколько прибыльными были розничные поставки, не известно.

Безусловно, газ в Европе в разы дороже, чем в России (см. таблицу). Средние цены «Газпрома» в нашей стране составили в прошлом году около $75 за 1000 куб. м (без НДС). А средний счет конечных потребителей был на уровне $87–99 – с учетом налогов, региональной составляющей и платы за снабженческо-сбытовые услуги (данные ФСТ).

Но подсчитать чистую прибыль «Газпрома» от европейской розницы невозможно – нужно знать расходы на транспорт, все налоги и проч., отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Можно только напомнить, какова прибыльность основных европейских «дочек» «Газпрома» – от 0,6% (рентабельность по чистой прибыли у главного игрока в рознице, британской Gazprom Marketing & Trading) до 6% (тот же показатель у ее материнской компании, Gazprom Germania), добавляет эксперт. Рентабельность всего сегмента «поставка газа» по группе «Газпром» – 30% по итогам 2010 г.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать