«Яндекс» почти догнал «Первый канал» по выручке

Еще немного – и «Яндекс» станет крупнейшим медиа в России. По доходам он практически сравнялся с лидером – «Первым каналом», а растет поисковик гораздо быстрее, чем телекомпания
Д.Новожилов/ Ведомости

Выручка «Первого канала» от рекламы в прошлом году составила 28,2 млрд руб., следует из отчетности компании. «Первый», хотя и проиграл в прошлом году НТВ по зрителям, остается крупнейшим федеральным каналом по выручке. Рекламная выручка «Яндекса», крупнейшей площадки рунета не только по доходам, но и по суточной и недельной аудитории, в 2012 г. составила 28,1 млрд руб. Разница составляет 100 млн руб. – примерно 0,35%. Поисковик практически сравнялся с «Первым» и по общей выручке: 28,8 млрд руб. против 29,1 млрд руб. (разница – 1%).

Между тем еще в 2011 г. доходы «Первого» были на треть больше, чем у «Яндекса». Выручка поисковика растет гораздо быстрее, чем у телеканала: в 2012 г. – плюс 44% и плюс 0,7% к предыдущему году соответственно. Очевидно, что по итогам этого года интернет-компания станет крупнейшим медиа в стране.

Можно сказать, что «Яндекс» обогнал рынок: весь рунет в 2012 г. занял 2-е место по рекламе с долей 19%, доля ТВ была в разы больше – 48%.

При этом на рекламном рынке «Яндекс» и «Первый» нельзя назвать прямыми конкурентами. Большую часть выручки – почти 87% – «Яндексу» приносит контекстная реклама, т. е. объявления, привязанные к содержанию страницы, и только небольшая доля доходов приходится на медийную (баннерную) рекламу. Контекстную рекламу дают небольшие и средние компании, это микробюджеты, указывает председатель Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергей Пискарев, такие рекламодатели не размещались на «большом телевизоре» и никогда туда не придут. Контекст отъедает доходы прежде всего у рекламных газет и в меньшей степени у региональных радиостанций и телеканалов, но не у федерального ТВ, уверен он.

В отсутствии между ними конкуренции за рекламные деньги убеждены и сами компании. «Мы работаем в другой рекламной нише, чем телевидение», – сообщил коммерческий директор «Яндекса» Лев Глейзер. «Мы не считаем «Яндекс» конкурентом, наше пересечение в коммерческой (медийной) рекламе – порядка 10%, – заявил представитель «Первого канала». – Мы рады достижениям этой компании, с помощью контекста она привлекает совершенно новых рекламодателей, которые иначе бы не пришли на рекламный рынок, так что «Яндекс» способствует общему росту рынка».

«Яндекс» и «Первый», конечно, работают с разными форматами рекламы, но в конечном итоге они продают одно и то же – коммуникацию с потенциальным потребителем, поэтому сравнение между ними как медиа совершенно корректно, считает гендиректор TNS Руслан Тагиев. В рунете более высокая концентрация денег, чем на ТВ, в том числе и поэтому «Яндекс», работая на втором по величине рекламном рынке, смог догнать абсолютного лидера, говорит он. «Яндекс» контролирует половину онлайн-рекламы в стране, «Первый» – только 20,1% эфирной телерекламы (расчеты «Ведомостей» на базе данных АКАР).