«Эр-телеком», возможно, обогнал МТС по количеству подписчиков платного телевидения

Кто является третьим по количеству абонентов оператором платного ТВ в России, остается неизвестным. По оценкам одних аналитиков, им стал «Эр-телеком», по подсчетам других - осталась МТС

По итогам II квартала 2014 г. «Эр-телеком холдинг» обогнал МТС по количеству подписчиков платного ТВ, став третьим оператором в России по этому показателю, следует из отчета iKS-Consulting. По данным агентства, на конец первого полугодия у «Эр-телекома» было 2,65 млн ТВ-абонентов против 2,59 млн у МТС, тогда как на конец 2013 г. «Эр-телеком» и МТС обслуживали соответственно 2,57 млн и 2,58 млн абонентов. Вперед «Эр-телеком» вышел еще в I квартале, с тех пор разрыв между ним и МТС расширился, говорит аналитик iKS-Consulting Екатерина Макаревич. 3-е место «Эр-телекома» она объясняет агрессивным маркетингом оператора на региональных рынках в отличие от МТС, для которой фиксированная связь не основной бизнес.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников не стал комментировать оценки iKS-Consulting, но заметил, что МТС не заинтересована в низкомаржинальных подключениях и развивает ТВ-бизнес, поддерживая высокий уровень его рентабельности. В ноябре 2013 г. МТС перестала продавать услуги аналогового ТВ, сейчас происходит миграция его абонентской базы на цифровую платформу, напоминает он. В результате за год к концу первого полугодия 2014 г. количество абонентов цифрового ТВ увеличилось в 2,5 раза, а средняя абонентская плата за ТВ - примерно на 30%, утверждает он.

Оценка iKS-Consulting некорректна - у МТС значительно больше абонентов и она остается на 3-м месте, не сомневается человек, знакомый с менеджментом МТС. Не согласен с выводами агентства и гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. МТС все еще третья, хотя разрыв между ней и «Эр-телекомом» сокращается, уверен он. По абонентам «Эр-телекома» на конец первого полугодия 2014 г. он не расходится с iKS-Consulting, а вот у МТС, по его данным, на 130 000 подписчиков больше - 2,72 млн. Во II квартале 2014 г. весь рынок замедлил темпы роста, но абонентская база МТС росла несколько быстрее рынка, что и помогло ей сохранить 3-е место, отмечает Кусков.

Данные iKS-Consulting и Telecom Daily по ТВ операторам, занимающим 1-е и 2-е места, - «Триколор ТВ» и «Ростелекому» - сходятся: на конец первого полугодия 2014 г. они обслуживали 10,56 млн и 7,7 млн абонентов. По словам Макаревич, аналитические агентства часть данных обычно получают от компаний, а часть оценивают сами.

Человек, знакомый с акционерами МТС, допускает, что оценки как аналитиками, так и самими операторами платного ТВ абонентских баз могут сильно разниться. Подсчитать абонентов аналогового кабельного ТВ (эту технологию используют и МТС, и «Эр-телеком») довольно сложно: пользователь может прекратить оплату услуг, но при этом смотреть ТВ и числиться клиентом провайдера, объясняет он. IKS-Consulting считает всех абонентов, поскольку в аналоговых кабельных сетях практически невозможно отделить абонентов, платящих за услуги, от тех, кто пользуется ими, не платя оператору, должников, говорит Макаревич. А вот Telecom Daily учитывает только абонентов, платящих операторам за услуги, уверяет Кусков.

За 2013 г. база абонентов платного ТВ МТС сократилась примерно на 300 000 подписчиков, следует из отчета оператора. При переводе абонентской базы с аналоговой на цифровую платформу от МТС уходят низкодоходные пользователи социальных пакетов телеканалов, говорится в нем. Данные по платному ТВ за I квартал 2014 г. МТС не приводит, но констатирует, что по той же причине количество пользователей фиксированной связи сократилось чуть менее чем на 2%. Агентство iKS-Consulting исходит из того, что и во II квартале 2014 г. количество абонентов платного ТВ у МТС как минимум не росло - в такой ситуации «Эр-телеком» неизбежно оказывается на 3-м месте, говорит Макаревич.

Гендиректор «Эр-телеком холдинга» Андрей Семериков не стал комментировать оценки Telecom Daily и iKS-Consulting. С начала 2014 г. оператор прекратил публиковать количество абонентов, отметил он. Это связано с переводом абонентов аналоговых сетей на цифровые, в связи с чем возможна неоднозначная оценка абонентской базы, объяснил он. При этом количество абонентов широкополосного доступа, пользующихся интернет-телевидением на сетях «Эр-телекома», растет, отметил Семериков. Но поскольку часть из них пользуются телеконтентом сторонних поставщиков и, соответственно, платят за него другим компаниям, на вопрос, чьими абонентами платного ТВ их стоит считать, нет однозначного ответа, добавил он.