«Новатэк» заработает с помощью мороза

Компания будет сжижать газ с частичным использованием природного холода
Первая линия завода «Ямал-СПГ» начала отгрузки газа еще в декабре/ Total

«Новатэк» обернет себе на пользу суровые климатические условия Заполярья, где расположатся его заводы по сжижению газа. Компания «Новатэк» запатентовала собственную технологию сжижения газа. Ее отличительная особенность – организация технологического процесса с использованием холода окружающей природной среды.

О планах компании получить патент на технологию сжижения газа основной владелец и предправления «Новатэка» Леонид Михельсон впервые сообщил 12 декабря. Но сути технологии он не раскрыл. Подтверждение патента «Новатэка» (RU 2645185 C1) на технологию «Арктический каскад» было опубликовано Роспатентом 16 февраля. Датой начала действия патента указано 16 марта 2017 г., когда «Новатэк» подал заявку на регистрацию технологии.

«Новатэк» уже построил в пос. Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа на берегу Обской губы первую очередь завода по сжижению газа мощностью 5,5 млн т в год. Предстоит построить еще две такие же. Для них «Новатэк» лицензировал самую используемую в мире технологию C3MR, разработанную американской Air Products. Но «недостатком процесса [C3MR] в условиях арктического климата является неполное использование холода окружающей природной среды», отмечается в патенте российской компании. Американская разработка 1972 г., впервые примененная при строительстве завода в Брунее, была рассчитана на работу в диапазоне температур от +45 до -34 градусов по Цельсию. В условиях российской Арктики, где «Новатэк» развивает собственный кластер СПГ-производства, верхняя граница этого диапазона «может начинаться с +10 градусов».

Собственная разработка «Новатэка» может быть использована при строительстве четвертой линии сжижения газа на заводе «Ямал СПГ». Ее мощность может составить около 0,9–0,95 млн т в год, говорил Михельсон.

О пользе холода

Для превращения природного газа в жидкость его необходимо охладить до температуры около -160 градусов. «Арктический каскад» предполагает, что на первой стадии для этого могут использоваться естественные климатические условия региона. Оборотной медалью технологии является то, что при температурах выше +5 градусов эффективность применения технологии снижается. Но «воды арктических либо антарктических морей, заливов и иных водоемов даже в летний период имеют низкую температуру», говорится в описании к патенту. Энергозатраты при производстве СПГ по новой технологии «Новатэка» будут составлять около 220 кВт на 1 т. Для сравнения: технологии Air Products требуется на 20% больше энергии.

«Новатэк» планирует построить еще один завод – «Арктик СПГ» на полуострове Гыдан. Проект предполагает строительство трех линий сжижения, «Арктический каскад» может быть использован на третьей, сказал Михельсон. Мощность завода составит 19,8 млн т, говорил зампред правления «Новатэка» Денис Храмов. Это соответствует мощности каждой технологической линии в 6,6 млн т в год. Инвестиционное решение по строительству нового завода «Новатэк» рассчитывает принять в 2019 г.

Важной особенностью новой технологии является использование лишь одной турбины на каждой линии – вместо двух у Air Products. Для производства 1 млн т СПГ при заявленных энергозатратах потребуется использование газотурбинной установки (ГТУ) мощностью порядка 32 МВт, подсчитала руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. В России такие есть. Для линий мощностью 6,6 млн т в год будут нужны гораздо более мощные турбины. Но таковых в России нет, отмечает директор по развитию высокотехнологичных активов ГК «Ренова» Михаил Лифшиц. В среднесрочной перспективе России нужен проект ГТУ на 180 МВт для обеспечения самостоятельности отрасли, это позволит развить собственные технологии и экспертизу. Но при принятии инвестрешений нужно учитывать в том числе то, что основной тренд – движение в сторону распределенной генерации, а это ставит под сомнение проект ГТУ высокой мощности в длительной перспективе.

Первая партия сжиженного газа «Ямал СПГ» отгружена на танкер «Кристоф де Маржери»