Как стать миллиардером, занимаясь доставкой еды

Когда голландец Хитс Гроен в 2000-е начал раскручивать сервис Takeaway, у него почти не было конкурентов
Хитс Гроен, гендиректор и основной владелец Takeaway.com /Handout / Gettyimages

Студенту Хитсу Гроену Голландия казалась большой страной. Но когда он с 50 гульденами (это около 100 евро) в кармане начал собственное дело – для него, теперь бизнесмена, родина стала стремительно съеживаться: рынок доставки еды быстро растет по всему миру.

Гроен стал миллиардером еще два года назад. Теперь он тратит 1 млрд евро на покупку конкурента в Германии, продает обеды в Израиле и Вьетнаме, поглощает компании в Восточной Европе и борется с конкурентами – Delivery Hero, Uber Eats и проч. Он доказывает, что во Франции у сервисов по доставке еды нет будущего, собственная курьерская служба – это всего лишь обман инвесторов, дрон не заменит в Европе человека, а в рекламу надо вкладывать больше, чем зарабатываешь.

Как зависть и лень делают миллиардером

2 июня Гроену исполнится 41 год. В детстве он мечтал стать профессиональным летчиком. Не получилось, зато сейчас он пилот-любитель. Он пошел изучать бизнес-технологии в Университет Твенте в голландском городе Энсхеде неподалеку от границы с Германией. Но пока другие студенты бредили созданием своего бизнеса, Гроен предпочитал академическую греблю. Все изменилось, когда он увидел по телевидению передачу о трех сокурсниках и их стартапе.

Гроен задумался, чем же он умеет заниматься так, чтобы можно было открыть собственное дело. Пришел к выводу, что ничем. Тогда он решил пойти в модную отрасль: создавать веб-сайты для всех желающих. Нашелся и первый клиент, выложивший 1000 гульденов (около 2000 евро), – магазин алкоголя возле кампуса, в котором Гроен и его дружки затаривались пивом. Проблема была одна: Гроен абсолютно не умел программировать.

Самоучитель, помощь друзей, год труда – и вот проект сдан заказчику. А Гроен поклялся никогда больше не связываться с подобной работой.

Идея доставки еды пришла ему в голову, когда вся семья собралась дома на праздники. Им захотелось китайской еды, и отец с сыном, как технически подкованные люди, полезли в интернет. Нашли всего две доставки, которые торговали только пиццей и только в Амстердаме, т. е. за 60 км от их дома.

На следующий день Гроен зарегистрировал домен Thuisbezorgd.nl («Доставка на дом») и на год забросил проект. Только в 2000 г. он вернулся к идее. Стартап начинался классически: в комнате в общежитии. Его концепция сильно отличалась от нынешней. Гроен хотел доставлять все, от холодильников до цветов. «Но прошел второй год [с регистрации домена], а я что-то сделал лишь в области доставки из ресторанов. Так что я решил ограничиться едой», – рассказывал он голландскому онлайн-изданию Emerce.

Вы видите часть этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью
Подарки за годовую подписку